Меню Поиск

Закрыть

Система оплаты проезда по технологии NFC и PayPass/PayWave заработает на МКЖД с момента запуска кольца (интервью)

эксклюзив

16.06.2016 13:06

Система оплаты проезда по технологии NFC и PayPass/PayWave заработает на МКЖД с момента запуска кольца (интервью)

Теги: Метро , РЖД , безопасность , МКЖД , Оплата проезда , Зарядка , Ласточка

На МКЖД заработает система оплаты проезда посредством технологии NFC и PayPass/PayWave. Об этом, а также о том, как можно будет перевозить велосипеды в поездах МКЖД, сколько человек будут обеспечивать мобильность пассажиров Второй кольцевой линии метро, а также о кампании по информированию пассажиров о правилах пересадки с метро на МКЖД, которую проведет метрополитен, рассказал в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Анастасии Фурсовой заместитель начальника по стратегическому развитию и инвестициям ГУП «Московский метрополитен» Роман Латыпов.

Анастасия Фурсова (А.Ф.): Давайте сразу обозначим, какая работа по МКЖД находится под ведомством Московского метрополитена.

Роман Латыпов (Р.Л.): Метрополитен - это заказчик проекта МКЖД. Правительство Москвы уполномочило Московский метрополитен организовать транспортное обслуживание на МКЖД. Уже официально МКЖД именуется Второй кольцевой метрополитена и будет представлять собой единое пространство с метро: единая билетная и тарифная системы, навигация, сервисы. В 2014 г. был проведен конкурс на выбор внешнего перевозчика, потому что у Московского метрополитена нет лицензии на осуществление железнодорожных перевозок. Был отыгран конкурс и заключен договор с ОАО «РЖД» по осуществлению обслуживания пассажиров на кольце в течение 15 лет.

А.Ф.: Какая работа была передана ОАО «РЖД» согласно конкурсной документации?

Р.Л.: РЖД мы передали саму перевозку. То есть РЖД набирают локомотивные бригады, приобретают подвижной состав и отвечают за его техническое обслуживание.

А.Ф.: То есть «Ласточки» будут обслуживать в их же депо?

Р.Л.: Да, в депо «Подмосковная». Это то же депо, где обслуживаются поезда «Ласточка», которые ездят в Сочи, Курск и другие города России. Кроме того, РЖД взяли на себя обязанность по закупке оборудования, необходимого для продажи билетов, для обработки транзакций, для контроля оплаты проезда и так далее.

А.Ф.: А кто будет обеспечивать контроль оплаты проезда на Второй кольцевой метро?

Р.Л.: На турникетах, как и в метро, будут стоять контролеры, которые проверяют, чтобы льготник не прошел по чужой социальной карте, чтобы люди не проходили через турникеты несанкционировано. Кроме этого, РЖД, согласно договору, осуществляют обслуживание инфраструктуры, отвечают за чистоту и порядок на остановочных пунктах, за работоспособность оборудования, установленного на них. В договоре, заключенном с РЖД, прописаны стандарты качества, и там есть даже такие пункты, как часто надо убирать платформу, в зимнее время года - сколько раз нужно чистить снег и так далее. Все это в договоре есть, и предусмотрены штрафы за нарушение этих пунктов.

А.Ф.: А что входит в обязанности метрополитена?

Р.Л.: Метрополитен является заказчиком, и обязанности метрополитена разделяются на этап запуска и этап эксплуатации. На этапе запуска нам необходимо провести полную интеграцию железнодорожной инфраструктуры с Московским метрополитеном. Мы работаем в тесном взаимодействии с коллегами из РЖД. Что для них, что для нас - это первый опыт подобной работы. Нюансов возникает очень много. Так как на МКЖД будут работать и системы РЖД, и системы метрополитена, необходимо провести координацию работы, чтобы состыковать все это оборудование.

Кроме того, совместно с министерством транспорта России и департаментом транспорта Москвы нами ведутся работы по внесению поправок в законодательство для интеграции железной дороги, которая всегда была в федеральном ведомстве, в городской общественный транспорт. К сожалению, законодательство о пригородных ж/д перевозках отличается от законодательства, которое регулирует городской транспорт, и для того, чтобы у нас была в первую очередь единая билетная система, необходимы некоторые поправки в законодательстве. В этом вопросе мы очень плотно работаем с Минтрансом РФ. 6 июня началось публичное обсуждение проекта поправок на сайте приказов министерства транспорта, и я думаю, что уже этим летом поправки в приказ будут внесены и впервые в России станет возможно использование билета метрополитена на инфраструктуре РЖД, являющейся федеральной. Впервые в России железнодорожная система будет полностью интегрирована с муниципальным транспортом - метрополитеном.

Также сейчас ведется большая работа по подготовке инфраструктуры к запуску пассажирского движения. Необходимо определить, где разместить элементы навигации, чтобы пассажиру было легко ориентироваться в новой транспортной системе. Навигация на Второй кольцевой линии будет такой же, как в подземке. Также мы отвечаем за организацию системы диспетчеризации движения. Нам, как метрополитену, важно видеть все поезда на карте в online-режиме. Для того, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на любые ситуации. Система диспетчеризации МКЖД сейчас интегрируется в систему метро. Но надо отметить - мы не будем управлять движением из метро, мы будем контролировать исполнение графика.

А.Ф.: Планируете ли вы увеличивать количество работников метро в связи с вводом МКЖД?

Р.Л.: Этап подготовки мы ведем составом, который имеем. Просто за счет внутренних резервов выделили людей, ответственных за ввод Второй кольцевой метро. Сейчас мы уже начинаем набирать больше людей для эксплуатации объектов.

А.Ф.: А после запуска будете набирать дополнительные силы?

Р.Л.: Это будет зависеть от того, какие еще функции по эксплуатации мы будем осуществлять. Для перевозки вряд ли нам понадобятся еще люди, а вот если мы будем эксплуатировать еще ТПУ (этот вопрос сейчас обсуждается), то нам потребуются эскалаторщики, электрики, связисты и так далее. Тогда нам придется нанять еще сотни людей.

Кроме того, мы занимаемся реконструкцией вестибюлей действующих станций метро. Некоторым из них необходима реконструкция в основном для того, чтобы обеспечить пассажиров теплым переходом при пересадке с МКЖД на метро. Так, например, с 10 мая закрыли южный вестибюль станции «Черкизовская». Планируется надстроить там второй этаж, который будет вести в надземный пешеходный переход и соединит метро и МКЖД. Всего мы будем реконструировать четыре вестибюля станций «Ленинский проспект», «Международная», «Черкизовская» и «Владыкино». Также совместно с коллегами из РЖД будем реконструировать вестибюль станции метро «Кутузовская».

А.Ф.: Как вы будете осуществлять работу по контролю за функционированием Второго кольца метрополитена?

Р.Л.: Мы начали подготовку сотрудников, которые будут проверять качество работы перевозчика. Сотрудники нового отдела будут постоянно мониторить инфраструктуру МКЖД и контролировать работу перевозчика на предмет соответствия требуемому качеству. На данный момент готовится регламент работы данного отдела.

А.Ф.: В метрополитене работает Центр обслуживания маломобильных пассажиров (ЦОМП). Всего его работу обслуживают 250 человек, с десяток штатных инвалидных колясок и друргое. Планируете ли вы расширить зону его работы и на МКЖД?

Р.Л.: Да, несомненно. Как я уже говорил, МКЖД будет являться Второй кольцевой метро, и все сервисы, предоставляемые пассажирам подземки, будут доступны и для Второго кольца метро. Это касается и услуг ЦОМП. Сейчас ведется набор персонала и докупается дополнительное оборудование, чтобы обеспечить работу центра на Втором кольце. Для этого мы наймем минимум 60 человек и закупим дополнительные инвалидные коляски, автомобиль, ограждения, терминалы связи и все остальное, чем пользуется ЦОМП.

А.Ф.: Чем будет заведовать метрополитен после запуска Второго кольца метро?

Р.Л.: После запуска мы будем оператором нашей билетной системы. Несмотря на то, что кассиры будут РЖД, несмотря на то, что аппаратуру закупит РЖД, мы все равно остаемся оператором билетной системы. То есть все транзакции будут проходить через нас. Обслуживание платежей и вся техническая часть остается в системе метро.

А.Ф.: А кассы МКЖД будут работать по графику метро?

Р.Л.: МКЖД в целом будет работать так же, как метро. Несмотря на то, что кассы закупает и обслуживает РЖД, количество кассиров также определяет метрополитен. При запуске мы определили это количество как четыре кассы на один остановочный пункт. При этом четыре - это среднее, можно сделать две, а можно, условно, семь. Если мы понимаем, что кассиров не хватает, мы можем по договору с коллегами, увеличив сумму платежа за километр в РЖД, попросить их посадить дополнительное количество кассиров или открыть дополнительное количество кассовых окон.

А.Ф.: Будет ли на МКЖД применяться технология PayPass/PayWave, а также NFC?

Р.Л.: NFC работать будет. Мы сейчас прорабатываем техническую возможность реализации системы. Мы стремимся внедрить также и технологию PayPass/PayWave, но здесь есть небольшие юридические сложности. Мы в настоящее время ведем работу с министерством транспорта РФ по изменению федеральной нормативной базы, которая позволит применять вышеописанные технологии. Должен отметить, что возможность покупки билетов на кассах банковскими картами будет доступна пассажирам уже при запуске.

А.Ф.: Если все средства с касс будут идти в метрополитен, за счет чего РЖД будет обеспечивать перевозку на Втором кольце метро?

Р.Л.: Фактически РЖД будет являться агентом, которому метро будет платить фиксированную сумму. Это позволит РЖД не зависеть от пассажиропотока и обеспечивать тот объем движения, который нам нужен. То есть тактовость и регулярность движения. С момента запуска движения график работы МКЖД будет совпадать с графиком работы в метро. При этом интервалы в часы пик будут составлять пять-шесть минут, во внепиковое время - 11-15 минут. В дальнейшем, при увеличении пассажиропотока, будет возможным сокращение интервалов движения.

А.Ф.: Какие еще работы предусмотрены при увеличении пассажиропотока?

Р.Л.: МКЖД изначально проектировалась с возможностью как минимум трехкратного увеличения провозной емкости. Так, например, с момента запуска на Второй кольцевой будут ходить поезда в пятивагонной составности. При этом есть возможность сцепки двух поездов, что даст возможность эксплуатировать поезда уже в 10-вагонной составности. Благодаря увеличению составности провозная способность Второй кольцевой метро составит порядка 700 млн человек в год. Также предусмотрено сокращение интервалов движения поездов. Такая техническая возможность заложена в инфраструктуре.

А.Ф.: Изменится ли что-нибудь для пассажиров метро после запуска МКЖД?

Р.Л.: Конечно. Самое главное, что подземка разгрузится. Так, по нашим предварительным расчетам, благодаря вводу второго пересадочного контура, кольцевая линия метро может разгрузиться на 15%. Снизится нагрузка на критических перегонах радиальных линий метро - это две-три станции перед «кольцом», где в час пик собирается максимальное количество пассажиров. Теперь им станет удобней воспользоваться пересадкой на МКЖД, чем добраться до Кольцевой линии. Более чем на 20% разгрузятся железнодорожные вокзалы и прилегающие к ним станции метро.

Вторая кольцевая линия метро поможет сократить время в пути для некоторых маршрутов в три раза. Так, например, с 39 до 12 минут уменьшится время на дорогу от станции метро «Владыкино» до «Бульвара Рокоссовского». С 28 до 10 минут – от «Международной» до «Ленинского проспекта». Всего у москвичей появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу.

А.Ф.: Насколько я знаю, бесплатная пересадка с метро на МКЖД возможна в течение полутора часов с момента последнего входа в метро. А если пассажир едет на монорельсе, потом входит в метро, а потом на МКЖД?

Р.Л.: Тройная пересадка также будет бесплатной. Мы считали, нет таких маршрутов, чтобы за полтора часа не успеть пересесть. При любом варианте маршрута, даже если передвигаться очень медленно, у вас все равно останется время на пересадку. При этом если мы сделаем этот период дольше, пассажиры начнут неправомерно этим пользоваться.

Кстати, в части билета, у нас также меняется внешний вид проездного документа. Мы на нем допечатываем определенные реквизиты, которые обусловлены федеральным законодательством. Так, на билете может появиться логотип РЖД или изображение поезда - что выберут коллеги из Российских железных дорог. Также на нем будет указано, что перевозку на Второй кольцевой линии метро осуществляет ОАО «РЖД». Это связано с тем, что по законодательству на билете должно быть написано, кто является перевозчиком на инфраструктуре.

А.Ф.: А кто будет обеспечивать безопасность на Втором кольце московского метрополитена?

Р.Л.: По законодательству безопасность обеспечивает владелец инфраструктуры, поэтому по факту по границе инфраструктуры метрополитена за безопасность отвечает метрополитен, как только пассажир попал на платформу РЖД - за безопасность отвечает РЖД. В поезде, поскольку поезд принадлежит РЖД, за безопасность также отвечает РЖД.

А.Ф.: Какой пассажиропоток ожидается на МКЖД?

Р.Л.: Мы не ожидаем сразу пассажиропоток в 300 млн человек в год. Сначала 75 млн в год. Поток посчитан исходя из нашего понимания. Мы всех своих пассажиров знаем, мы знаем данные о поездке каждого из них - где он зашел и где вышел. По сути мы знаем какой пассажир куда едет. И мы просто посчитали, что все пассажиры, кому по времени быстрее будет проехать по МКЖД, чем по действующим линиям метро, поедут на МКЖД. При этом мы не учли еще тот фактор, что те пассажиры, которым по МКЖД дольше ехать, выберут его в связи с низкой загруженностью, поэтому пассажиропоток может быть даже больше. Посмотрим.

А.Ф.: Какие пассажирские сервисы вы планируете установить на МКЖД?

Р.Л.: При запуске мы планируем, что те сервисы, которые есть в метро, будут внедрены и на МКЖД. Совсем недавно был завершен опрос на «Активном гражданине» о том, какие сервисы они хотели бы видеть на МКЖД. Согласно данным опроса, большинство проголосовало за лавочки, озеленение, установку оборудования для зарядки гаджетов и так далее.

А.Ф.: А туалеты?

Р.Л.: Туалеты есть в подвижном составе - это то, чем серьезно отличается МКЖД от метро - в первом и последнем вагоне. При этом они приспособлены для маломобильных граждан. Плюс туалеты будут на всех ТПУ, санузлы при этом также будут приспособлены для пользования маломобильными группами населения.

А.Ф.: Чем еще поезда «Ласточка» будут серьезно отличаться от привычных для пассажиров метро вагонов?

Р.Л.: В первую очередь «Ласточка» шире метровагонов. Только за счет этого пассажировместимость поездов больше. На «Ласточке», как и в поездах метро, будут представлены схемы метро, будет предоставляться бесплатный Wi-Fi. В каждом вагоне «Ласточки» будут розетки, при этом будут не USB-входы, а обычные розетки на 220В.

А.Ф.: Можно ли будет провозить велосипеды в поездах МКЖД?

Р.Л.: В «Ласточках» будут велокрепления. Мы сейчас отрабатываем с коллегами из РЖД несколько вариантов конструкций - когда велосипед стоит вертикально и горизонтально. Они будут располагаться во втором и четвертом вагоне, в то время как первый и пятый вагоны будут оборудованы для маломобильных групп граждан. В один вагон поместится до шести велосипедов.

А.Ф.: Но так как в метро с велосипедом нельзя, мы не сможем пересесть с ним с МКЖД на метро?

Р.Л.: Можно, если он в сложенном состоянии. Правила пользования мы сейчас унифицируем, чтобы они были общими для МКЖД и метро, насколько это возможно в рамках законодательства. И на МКЖД велосипеды можно будет провозить. Кроме того, не надо забывать, что МКЖД соединяет живописные места, много парков - «Лосиный остров», Ботанический сад. И на самом деле это целое кольцо, где очень много крутых зон, где можно кататься на велосипеде. Плюс там находится очень много спортивных сооружений - стадион «Локомотив», «ВТБ «Арена», «Лужники» и другие.

Рубрика: Общество , Транспорт

Тема: Интеграция метро и МКЖД Следить за темой

Другие материалы по теме: 9

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок