Меню Поиск

Закрыть

Е.Данчиков: Ежегодно в столице осуществляется около 200 тыс. закупок (интервью)

эксклюзив

03.04.2019 10:03

Е.Данчиков: Ежегодно в столице осуществляется около 200 тыс. закупок (интервью)

Теги: Главное контрольное управление , КоАП , Закупка , контроль

Ежегодно в Москве осуществляется около 200 тыс. закупок. Об этом, а также о развитии автоматизации системы городских закупок, сокращении срока закупки, разработанных изменениях в КоАП и Бюджетный кодекс в части внутреннего контроля и дифференциации ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Фоминой сообщил министр правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления столицы Евгений Данчиков.

Екатерина Фомина (Е.Ф.): Евгений Александрович, добрый день! Расскажите, пожалуйста, какие типичные нарушения в сфере закупок зафиксированы в настоящее время в столице и какие инициативы разрабатываются для их ликвидации.

Евгений Данчиков (Е.Д.): Здравствуйте! На сегодняшний день основные нарушения, которые фиксируются в столице, связаны с неразмещением необходимой информации в информационной системе. По сути, это простое человеческое «забыл», когда специалисты забывают разместить, например, протокол о подведении результатов процедуры торгов или не размещают информацию о ведении претензионной работы.

С одной стороны, радует, что перекос пошел в сторону нарушений, которые не наносят ущерба экономике города, но, в любом случае, это нарушение законодательства о контрактной системе, мы с этим боремся.

Во-первых, в Москве постоянно проводится обучение, информирование заказчиков о положениях законодательства о контрактной системе.

Во-вторых, проводится постоянная работа над автоматизацией процедур размещения информации, что позволяет исключить человеческий фактор.

В-третьих, необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Мы предлагаем создать дифференцированный подход, при котором ответственность за значительные нарушения - неверный выбор способа проведения закупки или нарушения, которые потенциально могут нанести ущерб бюджету - должны иметь максимальную ответственность, а незначительные - задержка размещения информации на один-два дня - наоборот, минимальную. Сегодня в соответствии с действующим законодательством, меры ответственности за вышеуказанные нарушения одинаковы. Нами подготовлены предложения, которые будут направлены в министерство финансов Российской Федерации для их дальнейшей оценки. Надеюсь, что в этом году будут приняты решения о подготовке официальных поправок.

Е.Ф.: Ранее вы предлагали создать единый подход к организации контрольных органов по всей стране, упростить всю контрольную среду по видам и инструментам контроля. Какое развитие получило предложение?

Е.Д.: Все началось с анализа, который Главконтроль провел совместно с Казначейством России и контрольными органами субъектов Российской Федерации. Уже третий год мы все вместе работаем в рамках Совета по вопросам внутреннего государственного контроля, который был учрежден при Федеральном казначействе. Сопредседателями Совета выступают руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, директор департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Сергей Романов и я.

В настоящее время насчитывается порядка семи различных видов финансового контроля, среди которых внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, ведомственный контроль в сфере закупок, бухгалтерский контроль, контроль за расходованием субсидий и другие. Все эти виды контроля направлены на одну ключевую цель - обеспечение эффективного целевого расходования бюджетных средств. Зачастую эти виды контроля пересекаются, дублируют друг друга и требуют дополнительных усилий для их организации на местах.

Говоря иными словами, у нас достаточно большое количество видов внутреннего контроля. Мы предложили эту систему упорядочить.

Наша совместная задача с министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством заключается в том, чтобы проработать подходы, которые закладываются в бюджетное законодательство. Важно, чтобы именно в области финансового контроля были единые для всей страны стандарты, так как разная квалификация нарушений и разные подходы к осуществлению контрольных мероприятий могут создавать негативную практику, на которые потом достаточно сложно опираться, в том числе и с точки зрения обжалования, принятия решений судебными органами.

Результатом этой работы на сегодня стали предложения по поправкам в бюджетное законодательство – соответствующие изменения Минфином уже подготовлены. Я думаю, что до конца года, законопроект должен быть принят.

Поправки предусматривают синхронизацию и упрощение системы внутреннего финансового контроля и аудита, федеральные стандарты осуществления государственного финансового контроля, которые позволят сделать единой для всей страны процедуру планирования, проведения и реализации контрольных мероприятий.

Надо отметить, что законопроект о едином подходе и стандартах финансового контроля учитывает опыт Москвы.

После того, как предложенные поправки будут приняты на федеральном уровне, мы сможем внести соответствующие изменения и в московское законодательство.

Е.Ф.: Вы уже упомянули об автоматизации закупочных процедур в Москве. Расскажите, пожалуйста, зачем она нужна, что сделано в этом направлении сегодня?

Е.Д.: Автоматизация закупочных процедур в столице идет полным ходом. Система закупок ЕАИСТ (Единая автоматизированная информационная система торгов) представляет собой полноценную цифровую платформу, отражающую процесс закупки с этапа планирования потребностей, размещение процедуры, исполнение договоров и приемку товаров, работ и услуг.

Помимо самого закупочного блока, к платформе подключены отраслевые информационные системы, где формируются потребности городских заказчиков. Кроме того, к цифровой платформе подключена и «облачная бухгалтерия», в которой фиксируются все закупочные операции, приемка товаров, работ и услуг, идет проверка на наличие лимитов бюджетных обязательств. Это целый комплекс, он развивается и будет развиваться дальше по принципу выстраивания эффективной прозрачной платформы, где наша основная цель - это закупка «в один клик».

Такой подход позволит специалисту на месте, запланировав закупку и нажав на кнопку один раз, запустить весь процесс в автоматическом режиме. Этот процесс включает в себя подтверждение начальной максимальной цены, ее экспертизу, формирование закупочной документации, к которой автоматически подтягивается техническое задание и соответствующий проект контракта, а также другие документы, необходимые для проведения торгов.

Сегодня у нас стандартизирован уже достаточно большой объем документации и значительная часть всего закупочного процесса.

Вопрос цифровизации процесса закупок чрезвычайно важен, учитывая тот объем закупок, который осуществляет Москва. Мы занимаем первое место по этому показателю в России. В количественном отношении – это около 200 тыс. закупок в год. Заявок же, которые надо рассмотреть и проанализировать, еще больше. Только представьте, насколько это трудоемкий и затратный с точки зрения усилий и времени процесс - ежегодно заказчики Москвы, их специалисты 200 тыс. раз рассчитывают цену и готовят весь набор закупочной документации.

Кроме того, автоматизация закупочных процедур позволяет значительно ускорить сам процесс закупок. Данный процесс, если посчитать все этапы, занимает порядка 100 дней, что, конечно, достаточно долго. Мы понимаем, особенно когда речь идет о каких-то очень важных и срочных потребностях, что это весьма длительный срок. Автоматизация закупочных процедур дает возможность сократить эти сроки, максимально их оптимизировать. За счет оптимизации сроки закупки сокращаются в два раза - по многим закупочным позициям, где есть стандартизация, где уже есть заранее разработанные предельные ценовые показатели, этот период уменьшается до 50 дней.

Почему у нас пока минимальный срок закупки длится около 1,5 месяцев? Это обусловлено требованиями законодательства: закупка не может быть начата раньше истечения «моратория» - 10-дневного срока, который должен пройти с момента размещения информации о планируемой закупке в плане-графике (этот срок позволяет довести информацию до всех заинтересованных поставщиков, а тем, в свою очередь, оценить свои возможности и степень заинтересованности в данном контракте); после этого еще около 20 дней (по разным видам закупок этот срок варьируется) по закону уходит на сбор заявок от участников, а после проведения самой процедуры торгов еще около 10 дней идет непосредственно на заключение контракта. Поэтому срок от 40 до 50 дней - тот минимум, который мы можем предусмотреть для проведения процесса закупки без нарушений текущих положений законодательства.

Еще следует отметить, что автоматизация процесса закупки исключает или минимизирует человеческий фактор, исключает коррупционные риски, обеспечивает прозрачные и устойчивые правила для всех участников - как для заказчика, так и для поставщика. В автоматизированные закупочные процессы встроены все необходимые контрольные точки, которые сформированы по двум логикам: блокирующие - не дают осуществить закупку при отсутствии лимитов бюджетных обязательств; и уведомительные - уведомление контрольного органа в случае, если не размещается вовремя предусмотренная законом информация.

Е.Ф.: Автоматизирован ли контроль по недопущению госзакупок предметов роскоши? Выявляются ли факты таких закупок в столице?

Е.Д.: Заказчики Москвы могут закупить только те товары, работы, услуги, которые содержатся в каталоге, являющемся основой автоматизированной системы закупок. А предметов роскоши в нем, разумеется, нет. В каталог внесены только те предметы, которые необходимы для исполнения государственных функций.

Но в любом случае нами осуществляется дополнительный мониторинг и постоянно анализируется документация для того, чтобы дополнительно проконтролировать заказчиков. Чтобы не закладывались избыточные потребности. За последнее время таких фактов выявлено не было.

Рубрика: Политика

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок