Эксперты проекта «Перезвони сам» столичного департамента информационных технологий в преддверии праздничных распродаж напомнили горожанам о правилах кибербезопасности и рассказали, как отличить выгодное предложение от уловки мошенников. Об этом сообщается на официальном сайте мэра столицы.
«В своих схемах злоумышленники зачастую используют одни и те же приемы: воздействуют на эмоции, пользуются высоким спросом и ажиотажем, присылают ссылки на фишинговые сайты или поддельные промокоды. Немного внимательности и соблюдение простых правил цифровой безопасности помогут уберечь платежные и личные данные покупателей. Чтобы сделать процесс шопинга приятным и безопасным, мы подготовили памятку, которая пригодится взрослым и детям при совершении покупок онлайн», – приводятся в сообщении слова руководителя проекта «Перезвони сам» Валентины Шилиной.
Рекомендации пригодятся во время покупок на любых площадках, так как для своих схем мошенники используют разные онлайн-каналы: маркетплейсы, соцсети, почтовые рассылки и поддельные сайты магазинов. Чтобы украсть деньги, заполучить реквизиты банковской карты, личные данные или доступ к аккаунтам в соцсетях или на портале госуслуг злоумышленники применяют различные уловки, такие как вирусные ролики в социальных сетях, спам-рассылки под видом акций известных брендов, фейковые посты о розыгрышах, отмены заказа из-за «технической ошибки», подтверждение заказа по телефону с просьбой продиктовать цифры из SMS. Во время распродаж мошенники воздействуют на эмоции и используют психологические манипуляции, чтобы усыпить бдительность жертвы: создают иллюзию дефицита, используют эффект неожиданности.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, необходимо проанализировать цену товара, проверить сайт, сверив написание адреса сайта в строке ввода; затем – ознакомиться с содержимым разделов: насколько подробно и качественно они заполнены, есть ли контактная информация, нет ли ошибок или пустых категорий; оценить ассортимент: магазины, продающие несвязанные категории товаров (например, смартфоны и носки), подозрительны; поискать информацию о сайте в интернете: отзывы других пользователей, записи в реестре юридических лиц по указанным реквизитам.
Сохранить свои платежные данные поможет специальная банковская карта, на которую перед оформлением заказа пользователь перечисляет нужную сумму. В банке или приложении на нее можно установить лимит ежедневных трат, что позволит защитить себя в случае взлома, – злоумышленники просто не смогут вывести крупные суммы.
Кроме того, все этапы оформления заказа – выбор способа оплаты, доставки, времени – необходимо проводить только на сайте магазина или маркетплейса. При этом его сотрудники могут перезвонить, чтобы уточнить детали и согласовать условия доставки; стоимость заказа фиксируется после оформления и не может меняться. Не следует переводить деньги на личные карты или электронные кошельки по просьбе продавцов в мессенджерах, даже если они предлагают за это большую скидку. Коды из SMS ни в коем случае нельзя сообщать третьим лицам; если в магазине не предусмотрена оплата при получении или самовывоз, стоит отнестись к покупке с повышенным вниманием.
Еще одна важная рекомендация – не устанавливать приложения из неизвестных источников или файлов, присланных в личные сообщения. Все проверенные программы доступны для скачивания в официальном магазине приложений смартфона. Если в рекламном сообщении для покупки требуется установить дополнительное программное обеспечение, с большой вероятностью оно поступило от злоумышленников. Если скачать такую программу, высок риск потерять контроль над устройством и персональные и банковские данные.
