Себестоимость строительства в столице растет за счет увеличения затрат на рабочих и логистику при одновременном снижении цены ряда стройматериалов. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили представители пяти девелоперов.
«С начала года на рынке строительства наблюдается общая тенденция к снижению стоимости большинства стройматериалов, хотя динамика по категориям разная. Например, цены на металл традиционно движутся волнообразно, но в целом тренд остается нисходящим, и мы ожидаем его продолжения в первой половине 2026 года. При этом затраты на оплату труда имеют противоположный тренд – они растут. По данным наших подрядчиков, рост составляет в среднем 30–40%, в частности, в сегментах отделочных и инженерных работ, где сейчас ощущается основной кадровый дефицит. Рост зарплат именно этих специалистов наиболее заметен для нас, поскольку многие наши объекты находятся на финальных стадиях строительства. Постепенное снижение стоимости ряда материалов помогает отрасли частично компенсировать рост издержек на труд и логистику», – рассказал операционный директор группы «Самолет» Алексей Акиндинов.
В свою очередь, основатель компании BAZA Development Марк Заводовский также отметил снижение стоимости металла, начиная с III квартала 2025 года. По его словам, это удешевило для многих себестоимость строительства, так как металл является основным материалом для конструкции каркаса зданий.
«Ожидаемо подорожала логистика, которая напрямую завязана на доллар. А большинство грузоперевозок в строительной сфере приходится именно на автотранспорт. Не сильно подорожали ввозимые запчасти к инженерному оборудованию, потому что в основном они идут из Китая, и цена на них зависит от курса юаня. Общий прирост по зарплате составил за этот год порядка 15–20% – подрядные организации массово с начала года начали поднимать стоимость услуг. Подорожала стоимость человеко-часов. Общий процент инфляции по строительству в этом году составил порядка 15%, что похоже на реальную инфляцию. В этих условиях выигрывают только те застройщики, которые заняты в секторе муниципального строительства. В среднем за два года прирост по себестоимости строительства составил порядка 22–25%», – добавил Заводовский.
По словам директора по закупкам ГК «ФСК» Александра Ткаченко, с начала 2025 года ситуация с основными строительными материалами остается в целом стабильной – незначительные колебания есть, но их можно назвать сезонными и не оказывающими критического влияния на себестоимость проектов.
«Логистические затраты также удерживаются на приемлемом уровне. Наиболее серьезное изменение мы наблюдаем в сегменте трудовых ресурсов. Стоимость рабочей силы за год выросла примерно на 50%. При этом дефицит квалифицированных работников остается одной из ключевых проблем отрасли. Мы считаем, что необходимо рассмотреть механизм закрепления иностранного работника за работодателем, чтобы повысить предсказуемость кадровой ситуации и обеспечить стабильность в реализации строительных проектов», – подчеркнул Ткаченко.
Как отметила заместитель генерального директора MR Group по стратегии и продукту Жанна Махова, с начала 2025 года значительно выросла цена на отделочные материалы (в среднем на 20–30%), в особенности те, которые нельзя заменить аналогами не из стран Европы: пигменты, пропитки, красители и так далее.
«В частности, это связано с возросшими затратами на логистику. Например, стоимость фуры из Европы выросла в три-пять раз. В связи с этим многие девелоперы переориентировались на азиатские рынки, где качество никак не уступает европейскому, а цена растет в рамках общей инфляции. Однако в этом случае увеличиваются сроки доставки. Стоимость работ также растет – во многом это связано со стоимостью отделочных материалов», – пояснила Махова.
Руководитель девелоперской компании «Среда» Андрей Фетисов также отметил тенденцию к росту себестоимости строительства в текущих рыночных условиях, что стало отражением общих экономических процессов. «За прошедшие месяцы 2025 года продолжилось увеличение затрат по основным статьям. В их числе – стоимость ключевых материалов, таких как бетон (5%), фасадные материалы (9%), инженерное оборудование (7%) и оплата труда (3%)», – добавил он.
