Меню Поиск

Закрыть

Собянин рассказал о применении искусственного интеллекта в московском транспорте

29.10 08:05 (обновлено 29.10 08:16)

Собянин рассказал о применении искусственного интеллекта в московском транспорте


Фото: Владимир Новиков. Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Мэр Москвы Сергей Собянин на своем персональном сайте рассказал о применении искусственного интеллекта в московском транспорте.

«Расширение применения «умных» технологий – важная часть стратегии развития столицы. Искусственный интеллект уже давно является рабочей технологией практически в каждой отрасли городского хозяйства Москвы. Активно он внедряется и на транспорте, благодаря чему поездки по городу становятся комфортнее, быстрее и безопаснее», – написал Собянин.

Так, искусственный интеллект лежит в основе инновационной системы оплаты проезда по биометрии в метро, на МЦК и некоторых станциях МЦД. Пассажиры могут проходить через турникеты, просто посмотрев в камеру – без карт и телефонов. До конца 2025 года к оплате проезда по биометрии будут подключены все турникеты метро и МЦК, а в течение 2026 года ожидается, что сервис заработает на всех станциях Московских центральных диаметров. В дальнейшем такая возможность появится и в наземном городском транспорте.

Также благодаря внедрению ИИ эффективнее стал чат-бот Александра. Теперь она лучше понимает нестандартные формулировки, запоминает контекст беседы и дает более точные ответы. При этом система постоянно обучается, совершенствуясь с каждым новым обращением. С начала года нейросети в чат-боте Александра обработали более 320 тыс. вопросов пользователей. В ближайшее время планируется перевести на ИИ-технологии половину базы знаний виртуального помощника.

«Городские маршруты осваивают беспилотные трамваи. Первый в России полностью беспилотный трамвай перевез уже свыше 26 тыс. пассажиров. Искусственный интеллект и специальное программное обеспечение управляют движением без участия человека. Трамвай самостоятельно выполняет все функции: останавливается, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, придерживается графика и переключает стрелочные переводы с помощью нейросетей. В кабине вагона пока находится сотрудник трамвайного управления – это требование закона, но он лишь наблюдает за процессом», – отметил мэр.

Еще два трамвая – испытательных лаборатории тестируют маршруты №30, 27, 23, 15 и 31. В планах к 2030 году оснастить беспилотными технологиями две трети трамвайного парка столицы, а к 2035 года – довести этот показатель до 90%.

«В декабре этого года приступаем к тестированию первого в России беспилотного метропоезда. Испытания будут проходить без пассажиров на Большой кольцевой линии в ночное время на современном поезде серии «Москва». Искусственный интеллект будет управлять разгоном, торможением и работой дверей, а машинист обеспечит контроль безопасности. К концу 2026 года первый беспилотный поезд будет готов осуществлять поездки с привычными для москвичей интервалами в 90 секунд в загруженные часы», – пояснил Собянин.

По его словам, ИИ незаменим при развитии интеллектуальной транспортной системы, контролирующей движение на дорогах Москвы. С 2021 года на МКАД, МСД и других трассах было установлено более 1,5 тыс. интеллектуальных камер, которые отслеживают дорожную ситуацию в режиме реального времени. Система распознает 13 типов инцидентов. С «умными» камерами взаимодействует сеть из 160 табло экстренной информации, расположенных на МКАД и сообщающих водителям о дорожных событиях, погодных условиях и загруженности трасс. На табло публикуются предупреждения о помехах или дорожных работах. С начала 2025 года обработано более миллиона инцидентов. Результат – за девять месяцев этого года на МКАД стало на 11% меньше ДТП и на 18% меньше пострадавших, чем за аналогичный период 2021 года.

На основе ИИ работает и система фотовидеофиксации Москвы. Порядка 3,8 тыс. комплексов распознают 65 видов нарушений ПДД. С начала 2025 года зафиксировано на 12% меньше нарушений, чем в прошлом году (всего около 28 млн). Кроме того, камеры помогают находить угнанные авто и, что очень важно, предупреждать кражи машин. За 13 лет число автомобильных краж в Москве стало меньше на 96%.

Кроме того, система следит и за безопасностью пользователей электросамокатов. 350 специальных камер контролируют соблюдение правил на загруженных участках. Нейросети распознают превышение скорости, нарушение правил на пешеходных переходах и другие. С начала года комплексы фотовидеофиксации ЦОДД зафиксировали более 4,8 тыс. нарушений пользователей СИМ.

«Обеспечению безопасности в городском транспорте с 2020 года служит система видеоаналитики «Cфера». Современная технология распознавания лиц помогает правоохранительным органам в поиске правонарушителей и пропавших без вести людей. Таким образом в городском транспорте удалось обнаружить свыше 19 тыс. правонарушителей. И найти более 2,6 тыс. пропавших людей, среди которых свыше 450 детей», – подчеркнул мэр.

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок