Оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя по итогам 2020 года составил минимум 2,5 млрд руб. Об этом говорится в исследовании компании Group-IB.
«Оборот теневого рынка продажи алкоголя в интернете в 2020 году составил 2,5 млрд руб. Фактически рынок остался в прежних объемах (около 2,5 млрд руб. в 2019 году - прим. Агентства «Москва») - в первую очередь за счет ограничений, связанных с пандемией, и сокращением поставок на корпоративы, праздники и другие массовые мероприятия, а также в небольшие питейные заведения и торговые точки», - сообщается в исследовании.
Кроме того, как отметили исследователи Group-IB, активная блокировка со стороны официальных производителей и Роскомнадзора подпольных сайтов-алкомаркетов привела к их постепенному сокращению.
«Если в 2019 году было обнаружено около 2,5 тыс. интернет-ресурсов, торгующих алкогольной продукцией в интернете, то в 2020 году их осталось уже около 2 тыс. В случае блокировки ресурса продавцы алкоголя обычно переезжают на заранее созданные «запасные сайты», - пояснили в Group-IB.
При этом, согласно исследованию компании, нелегальные продавцы алкоголя, чтобы избежать блокировок, переводят свой бизнес в социальные сети и мессенджеры.
«Главным источником алкозакупок «для себя» по итогам года стали Instagram и Telegram: по объему продаж соцсети и мессенджеры уже обошли традиционные онлайн-ресурсы. Суммарный охват аудитории превысил 60 млн пользователей по теме «доставки алкоголя» / «продажи дубликатов». <...> Предполагаемый оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя в социальных сетях и мессенджерах составил около 1,3 млрд руб.», - указано в исследовании.
На данный момент розничная продажа алкоголя дистанционным способом в России запрещена, официальные производители не могут законно распространять алкоголь с помощью интернета.