Меню Поиск

Закрыть

В Совете Федерации считают необходимым доработать законодательство в части оказания поддержки бездомным (интервью)

эксклюзив

25.04.2019 10:44

В Совете Федерации считают необходимым доработать законодательство в части оказания поддержки бездомным (интервью)

Теги: Жилье , Бездомные , Регистрация , Совет Федерации

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко считает необходимым доработать существующее законодательство с тем, чтобы исключить пробелы в части оказания поддержки бездомным. Об этом, а также о необходимости создать специальный документ для граждан, чья личность не установлена и резервный социальный жилищный фонд для бездомных семей она рассказала корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Фоминой.

Екатерина Фомина (Е.Ф.): Татьяна Алексеевна, добрый день! Проблема бездомности в России остается актуальной, организация работы с такой категорией людей отражена в указах президента. Расскажите, пожалуйста, эффективно ли такая работа реализуется, есть ли необходимость доработать существующее законодательство для профилактики проблемы и оказания недостающих мер поддержки бездомным.

Татьяна Кусайко (Т.К.): Действительно, в настоящее время организация работы с бездомными уже отражена в указах президента, однако, предлагаемые меры не представляют единый комплекс, направленный на оказание помощи бездомным, а носят разрозненный или даже разовый характер и реализуются только небольшой частью государственных социальных организаций. Так происходит из-за отсутствия на федеральном уровне четко установленного единого механизма реализации предусмотренных мероприятий, которые должны содержать определение и описание предполагаемых мер, сроки введения, назначение исполнителей, определение ответственности за ненадлежащее исполнение, определение источников выделяемых средств.

Кроме того, проведение практически всех мероприятий, предусмотренных государством по отношению к бездомным, возложено на субъекты, для которых, как правило, решение проблем бездомности, не является первостепенной задачей, в первую очередь по причине недостаточности финансирования, а также существующей практикой выделения средств на решение проблемы бездомности именно из местных бюджетов.

Таким образом, надо признать, что действующее законодательство, регулирующее профилактику бездомности, не совершенно и имеет пробелы. Наша задача – в целях совершенствования законодательства разработать и внести изменения в те или иные законы, доработать необходимыми нормативными документами.

Необходима государственная программа по оказанию комплексной, всесторонней и обязательно доступной помощи бездомным людям. Отмечу, что мы говорим не только о тех людях, кто фактически находится на улице, но и о тех, кто не имеет жилья, но живет у родных или знакомых, снимает временное жилье без регистрации.

Е.Ф.: Что, на ваш взгляд, необходимо предусмотреть в такой госпрограмме, как можно оценивать эффективность ее реализации?

Т.К.: Программа должна предусматривать всеобщность и общедоступность учреждений и услуг для помощи бездомным людям, долгосрочное сопровождение, ресоциализацию и социальную адаптацию на всех уровнях государственной власти. 

В целях реализации госпрограммы необходимо разработать и утвердить «дорожную карту» мероприятий с целевыми показателями по профилактике и преодолению состояния бездомности, сроками их выполнения. Целевые показатели оценки эффективности работы должны основываться на количестве людей, изменивших свой социальный статус, качество самостоятельной жизни которых улучшилось. Этими параметрами могут быть работа, оформленные документы и социальные выплаты, полученное жилье и так далее. В тоже время, результатом должно быть не только то, что люди смогли выбраться с улицы и продолжать вести нормальный образ жизни в социуме, а также предотвращение возникновения такой ситуации с человеком. При этом необходимо проработать вопрос организации действенного контроля, в том числе общественного за исполнением «дорожной карты» и деятельностью учреждений, оказывающих социальные услуги бездомным и реализующих программы помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Показателем эффективности системы социальной адаптации бездомных является возможность реализации бездомными своих политических, экономических, в том числе трудовых, культурных, социальных, семейных и иных потребностей. Но, к сожалению, реализация этих потребностей зависит от наличия регистрации, которой у бездомных нет. Получается замкнутый круг.

Е.Ф.: Какие варианты решения проблемы регистрации бездомных вы видите?

Т.К.: Как из одних возможных вариантов решения можно предусмотреть регистрацию людей, не имеющих жилья либо подтверждения права на занимаемое жилье, по адресу работодателя, либо адресу территориального подразделения по вопросам миграции аналогично основаниям и процедуре миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Введенная постановлением правительства РФ от 8 сентября 2010 г. №688 возможность регистрации по месту пребывания лиц без определенного места жительства по адресам учреждений социального обслуживания данную проблему решает лишь частично, учитывая недостаточность таких учреждений. И тем более, в случае, если лица без определенного места жительства не проживают в приютах социально ориентированных некоммерческих организаций, возможность их регистрации ни там, ни где-либо вообще законодательством не предусмотрена.

Надо отметить, что есть отдельная категория бездомных, личность которых не установлена. Без посторонней помощи в получении документов им не обойтись. Особенно тяжело это сделать людям, рожденным вне медицинского учреждения, чье рождение не было зарегистрировано органами ЗАГС и людям с потерей памяти, причем, у них может быть жилье, но они об этом не помнят, родные их не нашли или их нет, поэтому они живут на улице. Необходимо разработать регламент по определению правового статуса лиц, чья личность не установлена, с обеспечением соблюдения прав лиц указанной категории. Для них необходимо разработать особый порядок документирования, возможно, с присвоением условных персональных данных. Возможно, нужна отдельная форма документа лица, чья личность не установлена.

Кроме того, низкая эффективность государственных и муниципальных систем социальной помощи бездомным объясняется, в том числе, тем, что эти системы не учитывают особенности бездомных: демографических, психологических, физиологических и других.

К примеру, несмотря на государственные гарантии поддержки семьи, в России на сегодняшний день нет государственных учреждений для бездомных семей, в том числе с детьми. Семья, потерявшая жилье, не имеющая возможности снимать жилье либо ночевать у родных или знакомых, вынуждена будет разойтись по разным учреждениям. То есть, маму разделят с детьми. Взрослые смогут устроиться в приюты или ночлежки, ребенок будет определен в детское учреждение временного пребывания или интернатского типа. 

В государственной программе по профилактике и преодолению состояния бездомности обязательно должны быть решения по устройству семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Решения, которые также должны быть прописаны законодательно и быть общими.  Мы говорим о семьях, которые не имеют ни жилья, ни регистрации, существуя «вне правового поля» и являясь фактическими и юридическими бомжами. Основное же решение для поддержки таких семей - это резервный социальный жилищный фонд, когда жилье может предоставляться бесплатно или за символическую плату. Семьям нужно дать основу, фундамент. Особенно для многодетных семей - это единственная возможность получить жилье.

Зачастую помощь семьям нужна немедленно, поэтому необходимы центры размещения семей, именно семей, без разделения на детей и взрослых. Начиная от строительства новых, заканчивая предоставлением временного крова из имеющегося муниципального фонда, включая общежития, гостиницы.

Е.Ф.: В качестве меры профилактики был разработан указ президента о создании доступного арендного жилого фонда и развитии некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих
невысокий уровень дохода. Исполняется ли он?

Т.К.: Нет. Необходимо вернуться к этому вопросу. Государственная программа и «дорожная карта» должны содержать мероприятия, направленные на исполнение этого документа, а также в целях профилактики бездомности. Наличие и качество инфраструктуры помощи бездомным, а также доступность объектов этой инфраструктуры на сегодняшний день, к сожалению, не входят в число индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей. То есть, не является стимулом для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для развития указанной инфраструктуры, так как не будет учитываться при поддержке федеральных и муниципальных программ формирования современной городской среды, реализуемых в рамках Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда».

Отсутствие в федеральном градостроительном законодательстве нормы, обязывающей при осуществлении территориального планирования и градостроительного проектирования предусматривать размещение на территории населенных пунктов достаточного количества учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги людям, не имеющим места жительства и места пребывания в соответствующих населенных пунктах и территориях, приводит к отсутствию регламентирующих норм в региональном и муниципальном законодательстве, принятом во исполнение Градостроительного кодекса РФ.

Анализ регионального законодательства показывает, что размеры жилой площади, предусмотренные нормативными актами субъектов Российской Федерации для учреждений временного пребывания, социальной адаптации и социальной реабилитации бездомных граждан, зачастую существенно ниже норм, предусмотренных законодательством. В связи с этим, регионам совместно с федеральными органами исполнительной власти необходимо обеспечить формирование фонда социального арендного жилья, создание социальных комплексных центров помощи гражданам без определенного места жительства по крайней мере, в крупных городах с возможностью обслуживания близрасположенных населенных пунктов. Обязательно законодательно регламентировать возможность и разработать порядок устройства в приемные семьи одиноких бездомных людей с инвалидностью, либо достигших пенсионного возраста. 

Отмечу, что госпрограммой по профилактике бездомности должны быть определены источники финансирования. Мы не в достаточной мере, не в полную силу используем возможности некоммерческих организаций - поставщиков социальных услуг. К тому же, государственно-частное партнерство может стать хорошим фундаментом, к примеру, при организации семейных домов. 

Е.Ф.: В России в качестве основного утвержден территориальный принцип оказания социальной помощи. По этому же принципу созданы и органы для решения проблем бездомных. Как сильно это ограничивает получение помощи, какое решение проблемы возможно?

Т.К.: Мигранты, которые преобладают среди бездомных, фактически вычеркиваются из списков нуждающихся. Но и для остальной части бездомных процедура подтверждения последней регистрации очень часто сложна. Например, потому, что большинство бездомных не имеет никаких документов, на их восстановление потребуется много времени, в течение которого бездомный будет продолжать жить на улице. 

В первую очередь нужна единая система учета лиц без определенного места жительства и занятий, требуется более четкая координация действий ведомств в решении социальных проблем этой категории граждан. Необходимо разработать систему оказания медицинской помощи бездомным, в том числе в целях профилактики инвалидизации, а также распространения инфекционных заболеваний. Требуется расширение сети учреждений по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий. Необходимо развитие программ по адаптации и реабилитации бездомных.

Подчеркну, что при отсутствии документов, удостоверяющих личность, такие люди не могут официально работать, учиться, реализовывать свои социальные права. Таким образом, требуется проработка и совершенствование целого ряда нормативно-правовых регламентаций, касающихся установления личности, выдаче документов, регистрации по месту жительства или пребывания, соблюдения социальных и трудовых прав. Требуется также и усовершенствование административных и уголовно-правовых мер ответственности за проживание без регистрации и за фиктивную регистрацию либо фиктивный миграционный учет. Считаю решение проблемы бездомных одной из главных задач государства. Комитет Совета Федерации по социальной политике обязательно примет участие в работе по внесению предложений и разработке мер по профилактике бездомности.

Рубрика: Политика

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок