В конце апреля планируется официальное открытие мотосезона. Помимо гражданских мотоциклистов, на дорогах Москвы появятся и инспекторы ГИБДД на двухколесной технике. О том, когда лучше начинать сезон, сколько мотоциклистов собирается на смотровой площадке на Воробьевых горах и как отбирают инспекторов для службы на мотоциклах, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марине Ведяшкиной рассказал командир 5-го специализированного батальона ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД по Москве, подполковник полиции Максим Сарычев.
Марина Ведяшкина (М.В.): Максим Николаевич, на дорогах уже появились первые мотоциклисты, а ДПС еще работает на автомобилях. Расскажите, когда на дороги выйдут инспекторы на мотоциклах?
Максим Сарычев (М.С.): Официального открытия мотосезона еще не было, оно ожидается в конце апреля. Традиционно открытие пройдет на Воробьевых горах, то есть у нас на территории. К этому моменту выйдут на линию наши сотрудники - в конце апреля-начале мая. Мы будем смотреть на мотосообщество и на готовность мототехники.
М.В.: Как подбирают инспекторов, которые с наступлением сезона будут работать на мотоциклах?
М.С.: Личный состав, который будет работать на мотоциклах, подбирается из числа сотрудников, работающих у нас в штате и любящих мотоциклы. Естественно, обязательным условием является наличие прав категории А, а далее мы выбираем самых подготовленных. Из того сегмента, который у нас есть, это порядка 30 человек, мы подбираем от восьми до 12 человек, которые будут работать на мотоциклах.
М.В.: То есть зимой инспекторы просто пересаживаются с мотоциклов на автомобили?
М.С.: Да, зимой это обычные инспекторы, у них такой же должностной регламент, ничем не отличается от других сотрудников, просто они эксплуатируют другие технические средства - на четырех колесах.
М.В.: По каким критериям отбирают инспекторов, которые будут работать на мотоциклах?
М.С.: Навыки у них совершенно разные, каждый апрель на базе управления ГИБДД формируются курсы, которые позволяют восстановить утраченные за зиму умения, и в процессе уже наблюдаем - кто подходит, кто не подходит, кто утратил навыки, а кто, наоборот, стал лучше кататься, потому что наш приоритет - безопасность.
М.В.: В каждом батальоне одинаковое число сотрудников, которые работают на мотоциклах?
М.С.: Да, в каждом батальоне примерно 8-12 инспекторов. Есть, конечно, более крупные, например, 2-й спецбатальон, но в основном это 8-12 человек.
М.В.: А правда ли, что среди инспекторов, которые ездят на мотоциклах, есть даже мастера спорта?
М.С.: У меня в батальоне таких, к сожалению, нет. Я знаю, что в северо-восточном батальоне есть такой мастер спорта, большой профессионал, постоянно выступает на турнирах, популяризирует и мотоспорт, и безопасную езду на мотоцикле, и подразделение ГАИ, потому что выступает он всегда в форме сотрудника ДПС.
М.В.: Вы сказали, что некоторые инспекторы пересядут на мотоциклы как раз к официальному открытию мотосезона. Они будут сопровождать колонну или просто находиться на стационарных точках, чтобы обеспечивать безопасность?
М.С.: Мы организуем взаимодействие с лидерами мотосообществ, чтобы не допустить нарушения общественного порядка. Наши наряды не будут мешать отдыхать людям, получать удовольствие, но при этом будут строго следить за соблюдением требований правил дорожного движения и правил общественного порядка. В места, где будут проходить мероприятия, будут выделены дополнительные силы.
М.В.: Среди мотоциклистов есть те, кто сомневается, что инспекторы на автомобилях могут останавливать мотоциклистов, и наоборот. Как на самом деле обстоят дела?
М.С.: Речь идет о должностном лице, а не о том транспортном средстве, которое оно эксплуатирует во время службы. Инспектор имеет право применять меры административного воздействия, останавливать любые транспортные средства, осуществлять их досмотр в случае необходимости и при наличии соответствующих признаков.
М.В.: Каких признаков? Как инспектор определяет, кого нужно остановить?
М.С.: Стандартные претензии со стороны Госавтоинспекции к мотоциклистам - это то, что они передвигаются без шлемов, государственных регистрационных номеров и, как правило, превышают скорость либо снимают глушители и очень громко едут. Это основное, на что реагируют наши наряды.
М.В.: Какие есть инструкции для инспекторов в том случае, если мотоциклист отказывается остановиться?
М.С.: У нас погоня организуется не силами одного инспектора на мотоцикле. В случае если мотоциклист отказывается остановиться, инспектор на мотоцикле является скорее маяком, нежели тем сотрудником, который будет задерживать нарушителя. Он будет с помощью дежурной части передавать информацию всем нарядам, которые находятся на линии, для того чтобы нарушитель был задержан. Он обязан соблюдать меры безопасности.
М.В.: Насколько разнится количество ДТП в начале сезона и в конце?
М.С.: Примерно на 20% больше ДТП происходит в начале и в конце сезона. Мотоциклисты в основном выезжают в середине апреля, а особо лихие могут выехать и раньше, как только растает снег. Рост числа ДТП идет по одной простой причине - асфальт еще не прогрелся. Люди, которые заботятся о своем здоровье, знают, что нельзя ездить на мотоцикле, пока асфальт не прогрелся до семи градусов. Сейчас, если выйти на улицу, можно понять, что асфальт далеко не прогрет до семи градусов, он холодный. Это означает, что резина у мотоциклов - как деревяшка, нет никакого сцепления с дорогой. Поэтому и идет рост числа ДТП. А в конце мотосезона, некоторые ездят до конца октября-начала ноября, происходит то же самое - асфальт уже остывает, сцепления никакого, и при маневрировании, как правило, мотоциклисты падают. Часто падают под колеса.
М.В.: Автомобилисты за зиму успевают отвыкнуть от мотоциклистов…
М.С.: За ними очень тяжело уследить. Мотоциклисты очень маневренные и создают большие проблемы для водителей транспортных средств. Часто они перемещаются между рядами, между автомобилями, среди пробки. Очень тяжело на них среагировать, водитель, как правило, не ожидает их появления, с этим и связана опасность.
М.В.: Многие мотоциклисты предпочитают ездить между рядами, а не по полосе.
М.С.: Рекомендации для мотоциклистов всегда одни - не должно быть никакого движения между рядов, должно быть движения в потоке. Мотоциклист - такой же участник дорожного движения, как и любой другой водитель транспортного средства. Он должен ехать, выбирать дистанцию до впереди идущего транспортного средства в соответствии с полосой движения, которая ему определена, перестроение осуществлять таким же способом - подал сигнал, перестроился в соседнюю полосу. Таким образом он обезопасит себя и будет находиться в зоне видимости других водителей.
М.В.: Какие меры для борьбы с передвижением мотоциклистов между рядами предпринимаете?
М.С.: Мы считаем, что необходимо принимать меры воспитательного характера, начинать нужно чуть ли не со школы. Мы в целом этим занимаемся, у нас есть инспектор по пропаганде, она общается с детьми, рассказывает им о правилах дорожного движения. На занятиях мы рассказываем и о мопедах - младших братьях мотоциклов. Объясняем им, как важно соблюдать правила дорожного движения, без шокирующих картинок, конечно же, чтобы не травмировать детскую психику.
М.В.: Когда лучше приехать на Воробьевы горы, чтобы застать там большое количество мотоциклистов?
М.С.: С понедельника по четверг все везде одинаково, изменения наблюдаются только пятницу, субботу и воскресенье. В эти дни плотность мотоциклистов возрастает, и практически весь балкон Воробьевых гор, вся смотровая площадка ими забита. Я думаю, процентов на 50% увеличивается концентрация мотоциклистов на смотровой площадке по сравнению со всем городом.
М.В.: Не считали, сколько мотоциклистов там бывает?
М.С.: Бывает по-разному, но в выходные каждый раз около 600-700, иногда 1 тыс.
М.В.: С потеплением выехали не только мотоциклисты, как обстоят дела со стритрейсерами?
М.С.: На Воробьевых горах в последнее время нам удается пресекать такие сборы. И за прошлый год, и за этот пока такие факты не зарегистрированы. В любом случае силы туда выделяются. По ночам у нас нет стритрейсеров как таковых, но шумные люди собираются, крутят «пятаки». Туда выделяется наряд, который приезжает и разгоняет.
М.В.: А какие мотоциклы используются в работе?
М.С.: Мы используем мотоциклы средней мощности и очень мощные. Сейчас у нас три мотоцикла BMW R1200RT и шесть мотоциклов BMW GS600F. Если автоинспектор на машине совершает попытку остановить мотоцикл, то тот, как правило, просто уезжает от него и все. А когда инспектор на мощном мотоцикле, они останавливаются. То есть им гоняться-то особо не приходится.
М.В.: Мощные мотоциклы нужны для каких-то особых случаев?
М.С.: Мы же должны понимать, с кем мы сталкиваемся, кто нам противодействует. Те, кто ездят на мотоциклах 400 куб. см, особых проблем нам, как правило, не создают. А вот гонщики на дорогих высокоскоростных мотоциклами - как их остановить? Ведь они тоже знают, что за мотоцикл стоит у сотрудника ГИБДД. Едет гражданский на сверхмощном мотоцикле, видит, что у инспектора слабенький мотоцикл, и понимает, что тот его не догонит ни при каких обстоятельствах, соответственно для себя формирует мысль, что надо уехать, и уезжает. А когда видит мощный мотоцикл, он останавливается.
М.В.: В чем особенность мотоциклов, на которых работают инспекторы? Какими устройствами они оборудованы?
М.С.: Если речь идет о скоростемерах и других технических устройствах, то их нет, потому что во время движения инспектор больше сосредоточен на управлении мотоциклом, он и так много времени тратит на наблюдение за дорожным движением, за нарушителями, поэтому пользоваться еще какими-то техническими средствами во время движения не рекомендуется однозначно.
М.В.: То есть камер, которые фиксируют нарушения, на мотоциклах сейчас нет?
М.С.: Пока нет.
М.В.: Накладывает ли отпечаток служба в ГИБДД на инспекторов-мотоциклистов, например, при общении с гражданскими мотоциклистами?
М.С.: Они, конечно, общаются с другими мотоциклистами, они тоже мотолюбители, обсуждают какие-то новинки, но в любом случае даже в процессе этого общения они занимаются профилактикой.
М.В.: Не так давно ГИБДД совместно с сообществом МотоМосква проводили акцию перед началом сезона, раздавали листовки.
М.С.: Мы не участвовали конкретно в этом мероприятии, но, конечно, планируем акции. Мы раздавали листовки на Воробьевых горах и, признаем, это не очень эффективно. Я считаю, что, скорее всего, на Воробьевых горах, как и всему мотосообществу, нужен единый лидер. Почему большие проблемы на Воробьевых горах? Потому что там мало организованных групп. Все проблемы возникают только от людей неконтролируемых, не состоящих в каких-либо организациях. Чтобы решить проблему, надо устранить предпосылки к ее появлению. Мы не можем их объединить, это их личный выбор, но мы стараемся взаимодействовать с теми организациями, которые есть. Сами организации всегда идут нам навстречу, мы заинтересованы, чтобы это было единое сообщество, чем меньше одиночек - тем лучше, чтобы это сообщество выработало бы единый кодекс правил - этических, поведенческих - и четко этим правилам следовало.