Меню Поиск

Закрыть

«Делимобиль»: В московской системе каршеринга смогут работать около 10 тыс. автомобилей (интервью)

эксклюзив

24.08.2015 12:00

«Делимобиль»: В московской системе каршеринга смогут работать около 10 тыс. автомобилей (интервью)

Теги: аренда , Интервью , каршеринг

В августе в Москве начнет работу краткосрочный прокат автомобилей компании «Делимобиль». До конца года компания планирует увеличить свой автопарк до 500 машин. Заказать аренду автомобиля можно будет через мобильное приложение. О том, где можно будет взять автомобиль напрокат, во сколько обойдется такая аренда, какие штрафы ждут пользователя сервиса, а также об объеме инвестиций в проект и льготах, которые столичные власти предоставляют компаниям, реализующим этот проект, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марине Ведяшкиной рассказал основной инвестор, владелец компаний ООО «Каршеринг Руссия» и «Делимобиль» Винченцо Трани.

Марина Ведяшкина (М.В.): Винченцо, во сколько обойдется аренда автомобиля в «Делимобиль»?

Винченцо Трани (В.Т.): Наш тариф - 8,9 руб. за минуту. Есть еще тариф для режима ожидания - 1,5 руб. за минуту. Пользователь может забронировать машину через приложение. Но мы просим не бронировать автомобиль, потому что суть системы в свободном обороте автомобиля. Поэтому я думаю, что оплата бронирования будет очень маленькой частью нашей прибыли.

М.В.: Где пользователь сможет найти автомобиль, будут ли машины стоять на каких-то специальных стоянках?

В.Т.: Автомобили не будут стоять на особой стоянке. Они будут стоять в городе, как все остальные машины на местах платной парковки в центре города, и пользователь через приложение на своем мобильном телефоне будет видеть, какой автомобиль стоит к нему ближе всего. Он просто доходит до машины, садится за руль и едет. Машины будут отображаться на карте в приложении для мобильного телефона. Клиент открывает приложение, в этом приложении он видит карту, где может найти ближайший автомобиль. Он доходит до этого автомобиля, автомобиль опознает мобильный телефон клиента, клиент садится за руль и в этот момент начинается аренда. Клиент не платит за время, когда он не пользуется автомобилем, он платит только за фактическое время пользования автомобилем.

М.В.: То есть машина открывается, когда пользователь отмечает в приложении, что он начинает аренду?

В.Т.: Да. Все правильно.

М.В.: Автомобиль можно будет оставить только на платной парковке. В другом месте завершить аренду будет нельзя?

В.Т.: Автомобиль можно будет оставить в любом месте в центре города, не обязательно на платной парковке, можно, в том числе, и на бесплатной, во дворе. Это не проблема. Клиент может оставить машину там, где ему удобно. Просто обычно удобнее оставлять машину на платной парковке, потому что там всегда есть место.

М.В.: Если клиент оставляет машину в неположенном месте, и ее эвакуируют, какую ответственность понесет клиент?

В.Т.: Клиент должен соблюдать все правила дорожного движения. Соответственно, если человек нарушает скоростной режим и получает штраф, он, конечно, за этот штраф платит. Если человек оставляет машину на месте, откуда ее эвакуируют, а это значит, что он оставил ее на месте, где нельзя оставлять машину, соответственно, штраф будет оплачивать клиент.

М.В.: Клиент возмещает и штраф, и стоимость эвакуации?

В.Т.: Да, однозначно. Все штрафы за нарушение правил дорожного движения оплачивает человек, который это сделал. Поскольку система идентифицирует каждого пользователя, пользователь оплачивает все штрафы. Деньги автоматически будут списываться с банковской карты клиента.

М.В.: В пределах какой территории клиент может оставить автомобиль? В пределах МКАД или дальше?

В.Т.: Единственное ограничение, которое мы ставим - мы просим оставлять автомобили в пределах Третьего транспортного кольца. Но это будет только несколько месяцев - первые два-три месяца. Дальше мы разрешаем оставлять автомобили в пределах МКАД. То есть клиент может ездить где угодно, но оставить машину он должен в пределах Третьего кольца, в последующем - МКАД. Мы делаем это для того, чтобы следующему пользователю было удобно найти автомобиль. А если все уедут за МКАД, машин в городе не останется, и другой пользователь просто не найдет автомобиль.

М.В.: Если клиент оставляет автомобиль за пределами ТТК и в дальнейшем МКАД, будут ли ему начисляться штрафы и может ли он быть заблокирован в приложении?

В.Т.: Нет, блокировать мы его не будем, но предусмотрен штраф в размере 5 тыс. руб., а также клиент должен будет выплатить сумму, сопоставимую с затратами, которые компания понесет, чтобы доставить автомобиль в центр города. Логика договора очень простая. Если клиент причинил компании какой-то ущерб, он должен возместить этот ущерб. Но у нас нет задачи заработать на этом.

М.В.: Для того, чтобы начать пользоваться сервисом, человек должен предварительно приехать в офис и подписать договор?

В.Т.: Да, он должен приехать в наш офис или офис компании-партнера, с которой мы работаем, и подписать договор, предъявить права, все необходимые документы и подписать договор.

М.В.: Департамент транспорта заявлял, что машинам каршеринга будут предоставляться льготы по оплате платной парковки. Какую скидку правительство предоставило компаниям?

В.Т.: Клиент получает бесплатную стоянку, он не должен беспокоиться об оплате парковки. За него это уже сделала компания. Поскольку компания работает с большим парком автомобилей и, по сути, предоставляет социальную услугу, компания платит за платную парковку определенную стоимость, установленную постановлением правительства Москвы. Любая компания каршеринга, в том числе и «Делимобиль» платит фиксированную стоимость за каждый автомобиль, который используется компанией. (Согласно постановлению правительства Москвы от 19 августа 2015 г. №523-ПП плата за размещение транспортного средства, предоставляемого в краткосрочную аренду физическим лицам, на месте платной городской парковки за исключением специальных мест для грузового транспорта, осуществляется в размере 60 тыс. руб. за три года - прим. Агентства «Москва»).

М.В.: Какие условия правительство Москвы выдвигает для вас как для оператора каршеринга?

В.Т.: Что касается обязательств с нашей сторон - наша основная задача - это вести деятельность по каршерингу в этом городе. Каршеринг отличается от любой другой деятельности в рамках транспортной инфраструктуры города и отличается от других услуг, потому что каршеринг - это сервис поминутной аренды, это не долгосрочная аренда и, конечно, не аренда на несколько дней, а именно поминутная аренда. Это не просто услуги такси, нужно уметь управлять таким бизнесом. Необходимо использовать программное обеспечение, которое позволит предоставлять такой сервис, плюс, я считаю, что должно быть какое-то минимальное количество машин, хотя это нигде не прописано, но это должны быть не одна и не две машины. Во всем мире - в Германии, Италии, Швейцарии, США этот сервис отличается от других видов услуг. Необходимо хорошее программное обеспечение, чтобы клиент мог пользоваться сервисом без присутствия сотрудника компании.

М.В.: Какие автомобили вы планируете использовать, и будет ли у них особый дизайн, по которому пользователь сможет распознать автомобиль каршеринга?

В.Т.: Есть требования к дизайну, которые установил город, и также особенности дизайна нашего бренда. Машина будет яркой, на ней будут полоски оранжевого цвета, таким образом, клиент сразу сможет увидеть машину каршеринга и увидеть наш номер телефона. Мы используем автомобили марки Hyundai Solaris. У нас только одно ограничение, которое мы сами для себя установили - это автомобили, которые производятся в России. Мы установили такое ограничение, потому что мы хотим инвестировать деньги в страну, а не увести из страны. Мы считаем, что очень важно развивать производство автомобилей в России, тем более, что производство в конкретном случае очень надежное. Мы не исключаем возможности, что в будущем мы будем увеличивать парк автомобилей за счет других марок.

М.В.: До конца года вы планировали расширить парк автомобилей до 500. Каковы ваши дальнейшие планы по увеличению автопарка? Есть ли какой-то максимум, который вы для себя установили?

В.Т.: Мы анализировали рынок в разных странах, где предоставляется сервис каршеринга, и увидели, что цифра держится примерно на уровне 10 тыс. автомобилей. Мы планируем покупать 100 автомобилей каждый месяц. Соответственно, это темпы роста, которые мы для себя видим. Однозначно, до конца года это 500 автомобилей, а дальше мы продолжаем также. С нашей точки зрения, очень важно ежемесячное внедрение автомобилей, потому что это даст возможность узнать об услуге пользователю, который раньше не пользовался этим сервисом и не знает, как им пользоваться, какие есть плюсы и минусы.

М.В.: Повлияет ли появление каршеринга на дорожную ситуацию в городе? Станет ли в Москве меньше пробок?

В.Т.: Да, безусловно, это позволит снизить количество пробок в городе. Сервис позволяет людям пользоваться автомобилем, но при этом человек не будет занимать место на стоянке для личного автомобиля весь день, чтобы в реальности пользоваться автомобилем всего лишь час в день, как это происходит сейчас.

Мы ориентируемся, прежде всего, на опыт Швейцарии - первая компания, которая начала развивать сервис каршеринга, это компания Mobility. Эта компания показала, как рационально использовать свои финансовые ресурсы.

Вложение денег в покупку собственного авто - это не всегда правильная инвестиция. Тем более, что автомобиль со временем теряет в цене, плюс владелец постоянно несет какие-то затраты. Если человек постоянно пользуется автомобилем, то есть смысл его приобрести, но если на самом деле он пользуется автомобилем не так часто, то покупка автомобиля не совсем целесообразна. Исключением, конечно, является тот случай, если у человека есть желание содержать свой автомобиль. Кто-то коллекционирует часы, у кого-то есть желание иметь собственный автомобиль, он получает от этого удовольствие. Этот сервис для человека, который внимательно относится к своему времени, своим финансовым ресурсам, для тех людей, которые считают, что более целесообразно пользоваться каршерингом и делить автомобиль с кем-то еще - вот почему «Делимобиль».

Сейчас есть целая тенденция на мировом уровне по sharing economy - эта экономика для разделения имущества и расходов между людьми. На сегодняшний день и в Европе, и в США есть много компаний, которые работают по этому принципу. Они предлагают клиенту не покупать какие-то товары или транспорт, а разделить его пользование с кем-то еще. Сегодня особо богатый человек может себе позволить разделить оплату частного самолета с кем-то еще, то есть, не взять на себя расходы на свой личный самолет, а разделить их с кем-то еще. Есть, конечно, более простые услуги. Например, велосипеды или дрели. Дрель нужна нам максимум пару раз в году, когда нужно сделать какой-то мелкий ремонт, а в остальное время она стоит в шкафу, и никто ей не пользуется. Почему бы не дать возможность пользоваться ей кому-то еще? Есть интернет-компании, которые это делают - дают возможность разделить собственность с кем-то еще, сдают в аренду какое-то имущество, которым человек пользуется не так часто. Поэтому авто и каршеринг - это только первый шаг в этом мире sharing economy. Но я считаю, что это экономика будущего, это тренд, которому надо следовать.

М.В.: Винченцо, расскажите, пожалуйста, об инвестициях в проект и о сроках окупаемости?

В.Т.: Мы планируем окупить затраты в течение примерно двух лет, если быть точным, то это один год и девять месяцев. Инвестиции в проект достаточно объемы, потому что предусматривают покупку самих автомобилей. А для того, чтобы позволить себе покупку автомобилей в таких объемах ежемесячно, нужно взять на себя обязательства по таким покупкам. Вложения на сегодняшний день составили около 600 млн руб. И эти вложения не только финансовые, но и в том числе в обязательства. В принципе, если мы сравниваем мировой уровень доходности и тот уровень, который мы считали для проекта каршеринга в России «Делимобиль», он примерно на уровне доходности в других городах мира. Нельзя сказать, что это особо доходный проект для инвестора. Доход держится на среднем уровне по миру.

М.В.: Есть ли у компании договор с правительством Москвы?

В.Т.: В этом отношении все города действовали по-разному. В данном случае город не хотел привязываться к одной или двум компаниям. Поэтому они сделали общий документ, на основании которого любая компания может присоединиться. То есть нет какого-то соглашения между «Делимобиль» и городом, нет контракта или преимущества. «Делимобиль» принес эту тему на обсуждение, компания была готова вкладывать в этот проект серьезные деньги. На сегодняшний день другие компании, которые есть на этом рынке, очень мелкие. К сожалению, этот бизнес, как любой инфраструктурный бизнес требует достаточно больших ликвидных средств. Потому что, если в городе недостаточно много автомобилей, пользователь не найдет автомобиль первый раз, второй раз, а в третий раз он даже не откроет приложение и забудет про сервис. Вот почему мы считаем, что количество операторов будет небольшим, хотя бы в первое время, потому что нет компаний, у которых ликвидность достаточна, чтобы позволить себе инвестировать в этом направлении. Участвовать может любая компания, ей не нужно заключать договор с правительством. С этой точки зрения процесс достаточно простой - не требуется каких-либо согласований.

М.В.: Какое количество компаний было бы оптимальным в городе, чтобы их не было слишком много?

В.Т.: Количество компаний не так важно. Важно количество автомобилей. Компания, у которой меньше 500 автомобилей, не сможет предоставлять услугу качественно. Потому что город очень большой, и человек, который захочет воспользоваться сервисом, просто не найдет машину поблизости. Для компании это будет убыточно. Кроме того, необходимы инвестиции не только в покупку автомобилей, но и в рекламу. Если вы делаете огромные инвестиции в рекламу, но при этом у вас недостаточно автомобилей, это бессмысленно. Более мелкие компании могут запустить данный сервис в более маленьких городах. Если на рынке будет больше 10 тыс. автомобилей, он станет чересчур тесным, но до 10 тыс. компаниям будет комфортно работать.

М.В.: Ведете ли вы сейчас переговоры с городскими властями о предоставлении дополнительных льгот?

В.Т.: Мы благодарны за те льготы, которые нам предоставляют. Сейчас нам предоставляют льготы на платную парковку. Мы просили, в том числе получить возможность пользоваться выделенными полосами, но в документе, подписанном мэром города, ни слова об этом нет. Мы надеемся, что в будущем это может измениться, но пока никаких обсуждений по этому поводу не ведется.

М.В.: Какие льготы предоставляются в других городах? Вы говорили, что их гораздо больше.

В.Т.: В первую очередь, это использование выделенных полос, также как такси, автобусы, это бесплатный въезд в центр города для городов, где есть платный въезд, это есть во многих городах. И также некоторые страны идут на то, чтобы предоставить поддержку с точки зрения налогового обложения, компенсации расходов. Но это мы даже не обсуждали.

М.В.: Сейчас некоторые автопроизводители работают над созданием автомобилей с автопилотом. Планируете ли вы использовать такие машины для каршеринга?

В.Т.: Мы рассматриваем для использования исключительно автомобили, которые производятся в России. Если такая машина будет произведена в России, мы однозначно рассмотрим возможность ее использования. Однако я очень осторожно отношусь к машинам с автопилотом по одной простой причине. В городе, и особенно в Москве, стиль вождения водителей очень разный. А компьютер не может заранее определить, какое действие совершит другой водитель. С учетом этого я не очень могу доверять здоровье моего клиента и полностью отдавать контроль компьютеру. Мы, конечно, готовы рассматривать этот вариант, мы посмотрим по ситуации.

Рубрика: Транспорт

Тема: Система каршеринга Следить за темой

Другие материалы по теме: 203 1 1

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок