Мэр Москвы Сергей Собянин: «90% загрязнения воздуха идет именно от транспорта. Те изменения, которые произошли в последние годы, постепенно дают свои результаты. Необходимо закреплять эту тенденцию путем решения транспортных вопросов и улучшения качества автомобилей, которые передвигаются по улицам Москвы» (из выступления на заседании правительства Москвы 10 июня 2014 г.)
«Движение в Москве общественного транспорта экологического класса ниже «Евро-3» будет запрещено с 1 сентября 2015 г. Речь идет и о больших автобусах, о междугородных автобусах, а также о маршрутках, которые порой представляют собой разбитые корыта, небезопасные для граждан и, конечно, не дающие ничего хорошего экологии города» (на заседании Правительства Москвы в июле 2014 г.).
Программы и постановления:
• Постановление правительства Москвы от 10 июля 2014 года №394-ПП «Об основных положениях новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года»;
• Государственная программа развития города Москвы «Охрана окружающей среды» на 2012-2016гг.;
• Государственная программа «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года».
Ответственные исполнители: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы, Департамент строительства города Москвы.
Финансовое обеспечение государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года представлено на Графике 1
Структура автопарка столицы представлена на Графике 2
В течение последних 20 лет количество автомобилей на дорогах Москвы непрерывно росло. К 2015 г. уровень автомобилизации может достичь 350 автотранспортных средств (АТС) на 1 тыс. жителей столицы, а к 2025 г. — до 450 АТС.
Основные задачи Государственной программы:
- повышение уровня качества транспортного обслуживания населения;
- повышение доступности транспортных услуг для всех групп населения;
- развитие общественного транспорта;
- повышение безопасности транспортной системы;
- сдерживание объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автомобилей (улучшение экологических характеристик транспорта, качества моторного топлива);
- повышение эффективности грузовой логистики.
- открытие пассажирского движения по Москва-реке.
Прогнозируемые результаты:
- сдерживание объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от транспортных потоков;
- оптимизация расписания движения всех видов общественного транспорта;
- увеличение доли общественного транспорта в среднесуточном объеме пассажирских перевозок до 30%;
- сокращение среднего интервала движения на наземном городском пассажирском транспорте по выделенным полосам в часы пик на 22% до 5,5 минут;
- снижение среднего времени поездки на общественном транспорте в утренние часы пик из жилых районов вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги до центра города на 18%;
- увеличение скорости движения наземного городского пассажирского транспорта в часы пик на 22% до 18 км/час;
- ввод в эксплуатацию свыше 800 тыс. машиномест для парковки и хранения легковых автомобилей;
- формирование системы платных парковок в центральной части города (в пределах ТТК), а также в местах скопления автомобильного транспорта;
- сокращение количества поездок на легковом автомобильном транспорте в центральную часть города;
- снижение количества транзитных грузовых перевозок через город Москву на 50%;
- повышение эффективности грузовой логистики и уменьшение доли транзита в грузопотоке города;
- организация площадок для отстоя большегрузного автомобильного транспорта;
- ликвидация несанкционированных пунктов отправки междугородных автобусов.
Несмотря на то, что по большинству показателей вредных выбросов от транспорта в Москве наблюдается улучшение качества атмосферного воздуха, нормативы достигнуты не по всем веществам. В 2013 г. у автотрасс среднесуточные концентрации возрастали, по сравнению с жилыми территориями, до трех раз и превышали допустимую норму по диоксиду азота (NO2) и взвешенным частицам РМ10 – до 1,3 раза, по формальдегиду – до 1,7 раза. Разработаны меры по их снижению на 30%.
По данным Департамента транспорта, 55% грузовиков и 83% автобусов оборудованы дизельными двигателями, которые выбрасывают в атмосферу в 100 раз больше взвешенных частиц, чем бензиновые. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 2012 г. классифицировала данные выбросы, как «канцерогенные факторы и опасные для здоровья человека». Поэтому начать реализацию программы по развитию транспортной системы решено именно с упорядочения потоков грузовых автомобилей, как наименее экологически чистых.
В рамках этой госпрограммы предусмотрена подпрограмма «Грузовой транспорт».
Цели подпрограммы:
1.Снижение нагрузки на улично-дорожную сеть со стороны грузового транспорта.
2. Формирование эффективной транспортно-логистической инфраструктуры и оптимизация грузоперевозок.
По данным Департамента экологии Москвы доля грузового транспорта на магистралях города относительно общих автомобильных потоков составляет:
- МКАД – 5-25%;
- радиальные магистрали – 1-5%;
- улицы районного значения – 0-1%.
Значимость данного вида перевозки как источника загрязнения воздуха определяется большими удельными выбросами и большими пробегами.
Обновление этого вида автомобилей осуществляется медленнее других. Тем не менее, на начало 2013 г., по сравнению с 2008 г., количество грузовиков ниже II экологического класса снизилось почти в два раза, стабильно возрастает количество машин III-IV классов.
Правительством Москвы, начиная с 2011 г., постепенно вводятся ограничения на движение фур в центре города, на Третьем транспортном кольце и МКАД в различное время суток в зависимости от класса топлива и веса:
- с 1 марта 2011 г. действует запрет на въезд в центр Москвы грузовых автомобилей с экологическим классом ниже «Евро-3»;
- с 1 марта 2013 г. – запрещен въезд на МКАД и в пределы МКАД транзитных грузовиков разрешенной максимальной массой более 12 тонн с 6 до 22 часов;
- с 1 мая 2013 г. - въезд и движение грузового автотранспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн, территорией ограниченной МКАД, и по МКАД запрещено с 6 до 22 часов;
- с 1 мая по 1 октября – ежегодно по пятницам, субботам, воскресеньям, накануне нерабочих праздничных дней и по нерабочим праздничным дням запрет действует с 6 до 24 часов.
С 1 января 2015 г. вступают в силу новые ограничения движения грузового транспорта по экологическим классам:
- на МКАД и в пределах МКАД вне зависимости от грузоподъемности будет разрешено движение транспорта не менее II экологического класса;
- на ТТК и в пределах ТТК – не менее III экологического класса.
Московские власти в апреле 2014 г. определили первые 15 мест для разгрузки и погрузки фур в центре города. Первую очередь парковок открыли в июле текущего года, сообщили в Департаменте транспорта столицы. Остановка грузовиков в центре Москвы ограничена 30 минутами. Ее стоимость в пределах Бульварного кольца составила 40 руб., за ним - 30 руб. При превышении получасового лимита, оплата часа стоянки составит 1000 руб./час, с поминутной тарификацией в целях исключения злоупотреблений. Всего в городе может появиться около 50 грузовых парковок на улично-дорожной сети.
Для личного транспорта жителей и гостей столицы оборудовано около 20 перехватывающих парковок на общее количество 4,685 тыс. мест. В целом, их организация призвана способствовать борьбе с пробками и загазованностью города. Автомобилисты могут поставить свою машину и добраться до нужной точки в Москве общественным транспортом. Всего до 2020 г. планируется принять в эксплуатацию 58 перехватывающих парковок вместимостью более 21 тыс. парковочных мест.
В рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» разработана подпрограмма «Создание единого парковочного пространства», на которую предусмотрено увеличивающееся финансирование с 29,9 млрд руб. в 2012 г. до 38,8 млрд руб. в 2016 г.
С 1 января 2013 г. Москва перешла на использование моторного топлива «Евро-4» и выше. При этом ожидается, что по итогам года на столичном рынке V экологическому классу будет соответствовать до 50% бензина.
Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города осуществляется экологический надзор за качеством моторного топлива. В этих целях за истекший год увеличено количество проверок автозаправочных станций с контролем проб нефтепродуктов. Количество проверенных АЗС выросло с 87 в 2012 г. до 118 в 2013 г., количество отобранных проб топлива -- с 282 до 363.
Принятые меры позволили снизить уровень выбросов вредных веществ в атмосферу. Эффект от перехода с моторного топлива III экологического класса на IV экологический класс представлен на Графике 2
Меры по снижению вредного влияния грузового транспорта на экологию представлены на Графике 3
Одним из наиболее эффективных направлений снижения вредного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду является его постоянное обновление.
В структуре перевозок личные автомобили занимают 26 %, общественный транспорт - 74 %. По состоянию на начало 2013 г., в Москве 18 % всего зарегистрированного автопарка было моложе 2 лет, 22% — от 2 до 5 лет, 25% от 5 до 10 лет, 35% - старше 10 лет.
Правительством столицы в рамках программы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 г. предусмотрено увеличивающееся финансирование мер по улучшению работы и обновлению общественного транспорта с 26 млрд руб. в 2012 г. до 56,6 млрд руб. в 2016 г.
Основную нагрузку в организации движения наземного общественного транспорта в столице несет ГУП «Мосгортранс».
Всего функционирует 799 маршрутов: 667 автобусных, 89 троллейбусных и 43 трамвайных.
По данным «Мосгортранса», на начало 2014 г. IV и V экологическим классам соответствовало около 50% автобусов, тогда как годом ранее - 36%. Успешно проводится замещение дизельного подвижного состава на газовый. Такие автобусы практически не выбрасывают в атмосферу угарный газ, в выхлопах отсутствует сажа. Экологический класс новых машин (ЛиАЗ 5293.7) соответствует нормам «Евро-4». Положительным отличием газовых автобусов является низкий уровень шума, создаваемый двигателем (на 2-3% ниже его дизельного аналога).
Ожидается, что к 1 сентября 2015 г. в Мосгортрансе не останется ни одного автобуса ниже класса «Евро-4».
Государственная программа «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 г.» предусматривает развитие и других видов экологического транспорта – это трамваи, троллейбусы.
В мае 2014 г. москвичам был представлен трамвай нового поколения, самый современный образец этого вида транспорта во всей Европе. В целях снижения энергозатрат в городе активно строятся новые трамвайные линии, конструируются старые трамвайные маршруты.
Одним из самых экологически чистых, экономичных и дешевых видов транспорта является троллейбус. Сегодня Москва по протяженности общей длины троллейбусной сети - более 600 км - лидирует не только в России, но и в мире.
На заседании Правительства Москвы 10 июня 2014 г. при обсуждении результатов развития программы начальник Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов сообщил:
- Кроме муниципального транспорта активно обновляется подвижной состав добросовестных коммерческих перевозчиков, которые работают на городских маршрутах;
- Расширяется сеть транспортно-пересадочных узлов. Благодаря их появлению москвичи смогут быстро и с комфортом делать пересадки между разными видами транспорта, не замечая границ единой транспортной системы Москвы. Делается все, чтобы жители понимали - пользоваться городским транспортом удобнее и выгоднее, чем каждый день ездить на работу на автомобиле;
- Происходит развитие велосипедного транспорта. Активно создается сеть парковок по всему городу – их 10 450, это позволяет повысить привлекательность данного вида транспорта как удобного, мобильного и экологически чистого. В 2012-2013 гг. создана система велопроката, состоящая из 75 станций на 550 велосипедов. В 2013 г. 20 тыс. человек воспользовались этой системой проката и совершили 70 тыс. поездок.
На дорогах столицы появился и новый вид транспорта – электромобили. Сейчас их около 1 тыс. Для них специально создано 28 зарядных станций, в ближайшем будущем городскими властями их количество планируется увеличить до 80. Для привлечения покупателей на электромобили обнулены ввозные пошлины, кроме того, владельцам электрокаров не нужно платить за парковку в платной зоне.
5 июня 2014 г. в День охраны окружающей среды на Тверской площади в Москве состоялся автопробег под названием «Из прошлого в будущее». Часть автомобилей, принявших участие в нем, представляли собой гибридные и электрические транспортные средства. По мнению С.Собянина, мероприятие символизировало собой единственно верное направление к улучшению московской экологии.
Ежегодно 22 сентября во многих странах проводится Всемирный День без автомобиля. В акции участвуют до 100 млн чел., проживающих в 1500 городах мира. Москва отмечает этот день с 2008 г. По данным экспертов, если бы столица на один день полностью отказалась от автоперевозок, количество вредных выбросов в атмосферу снизилось бы на 2,7 тыс. тонн.
Мировая практика:
В крупных городах мира постепенно появляется экологически чистый водородный общественный транспорт. Первым таким городом в мае 2003 г. стал Мадрид. Вскоре его примеру последовали Гамбург, Перт и Рейкьявик. В 2006 г. 14 «чистых» автобусов появились на улицах Берлина, причем к 2016 г. их число должно возрасти до 40. Больше всего водородных автомобилей на дорогах США, где только на территории Калифорнии действуют 30 заправочных станций для машин с такими двигателями. По данным экспертов они практически не выбрасывают в атмосферу вредные вещества.
Лондон также стал одним из немногих городов, по улицам которого курсирует подобный общественный транспорт. В начале 2013 г. мэрией города было закуплено 600 новых автобусов на водородном топливе и еще 600 гибридных. В сумме число последних моделей к 2016 г. должно превысить 1600 единиц. Еще в середине 2011 г. на улицах Лондона появилось экотакси с водородным двигателем. Оно может разогнаться до 150 км/час, запас хода составляет 400 километров. Время заправки такого такси составляет всего пять минут в отличие от электромобилей. А с 1 июля 2013 г. бесплатный въезд в центр города возможен только для электрокаров и машин с гибридными двигателями. Большинство автолюбителей в Лондоне вынуждено ежедневно платить сбор за неэкологичный транспорт в размере 9 фунтов.
В Германии разрабатывается национальная программа по производству электромобилей, к 2020 г. их число планируется довести до 1 млн.
Ссылки:
• Государственная программа «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 г.
• В выступление руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города А.Кульбачевского на заседании Правительства Москвы 04.03.2014
• Презентация «О введении ограничений транспорта в пределах МКАД по экологическим классам»
• Доклад Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о состоянии окружающей среды в Москве в 2013 г.
• Cтенограмма заседания Правительства Москвы 10.06.2014