Меню Поиск

Закрыть

Дизайнер: Новый интерьер плацкартных вагонов РЖД решит проблему свисающих с полки ног пассажиров (интервью)

20.10.2020 11:00

Дизайнер: Новый интерьер плацкартных вагонов РЖД решит проблему свисающих с полки ног пассажиров (интервью)

Теги: РЖД , дизайн

В начале октября стало известно, в 2021 году ОАО «РЖД» запустит поезда с новыми плацкартными вагонами. О том, какие именно новшества ожидают пассажиров, какой будет длина полок и как подбирались цвета при оформлении будущих вагонов в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Мусиновой рассказал Алексей Шаршаков - шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ», разработавшего дизайн новых вагонов.

Ольга Мусинова (О.М.): В новом плацкартном вагоне, прототип которого был презентован в Москве в начале октября, предусмотрено больше места для пассажира и для персонала. Как это продумано с точки зрения улучшения комфорта во время путешествия?

Алексей Шаршаков (А.Ш.): Новый вагон шире традиционного плацкарта почти на 250 мм. Это дало нам возможность увеличить размер полки. У высоких пассажиров ноги больше не будут свисать в проход. Кстати, по статистике, за последние десятилетия среднестатистический человек подрос. Так что длина полки имеет важное значение для комфорта во время путешествий.
 
О.М.: Каким образом и исходя из каких дизайнерских практик подбирались цвета салона и свет в новом вагоне?

А.Ш.: В данном прототипе цвета и материалы выполнены в соответствии с требованиями Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания РЖД - прим. Агентства «Москва»). Самое главное требование - это должны быть материалы, сертифицированные для использования в железнодорожном транспорте (например, с точки зрения пожарной безопасности), и подходящие по массе других критериев. Кроме того, есть опыт применения тех или иных материалов в «живых» вагонах - и его глупо игнорировать.
 
О.М.: Расскажите о приемах, которые выбраны для комфортного пребывания пассажира в вагоне?

А.Ш.: Как уже было сказано выше, ключевое изменение с точки зрения дизайна - индивидуализация пространства. Чтобы пассажиры могли отгородиться от соседей, каждая полка оборудована шторками. Шторки - элемент многофункциональный. Задернув их, можно уединиться в плацкартном вагоне, чтобы почитать, поспать и даже переодеться. Фактически можно создать личную капсулу.

Для людей, путешествующих вдвоем, создано сразу несколько сценариев. С одной стороны, меняется парадигма парных путешествий. Ведь раньше пары по умолчанию брали места в одном жилом отсеке, то в новом плацкарте удобно покупать места через стенку. В ней оборудована специальная перегородка с замком с двух сторон. Они открываются, заслонка отодвигается и взрослым людям можно без проблем общаться. Тем же, кто путешествует с детьми, намного удобнее следить за малышами. С другой стороны, пара может традиционно взять места в одном жилом отсеке. Здесь нижнюю полку можно разложить по тому же принципу, который был раньше на нижних боковых, и общаться тет-а-тет. Третий вариант - два нижних места. Но в семи купе из 10 они будут дополнительно разделены специальным модульным шкафом, который сделан вместо третьей полки. Так созданы комфортные условия для пассажиров верхних мест, которые могут удобно сесть.

О.М.: А что делать с багажом?

А.Ш.: Багаж же складывается в специальные отсеки в шкафу, куда без проблем помещаются два самых больших чемодана. Также в модуль встроен выдвижной столик. Им можно воспользоваться, если по какой-либо причине не подходят личные столики, которыми оборудованы все места.

Если же люди путешествуют большой компанией, то в трех отсеках с окнами (аварийными выходами) сделана схожая с привычной каждому компоновка плацкарта. Шкафов там нет, но есть общий стол. Свой багаж верхние пассажиры могут сложить в специально оборудованную полку. Ее размер и месторасположение просчитаны так, чтобы туда поместился крупный чемодан, но при этом можно было с удобством попасть на свое место, а также сидеть на нем.
 
Также больший габарит позволил применить стационарные лесенки с «нормальными» ступенями. Так как мы говорим об индивидуализации пространства, некой автономности и одинаковом уровне комфорта для всех пассажиров, то, чтобы верхний пассажир мог сидеть на своем месте, была исключена третья багажная полка. Возник вопрос: «Где разместить багаж?». Так и появилась идея полезно использовать объем между полками. Шкаф-перегородка - реализация этой идеи. Там располагается багаж верхних пассажиров. Нижнюю часть шкафа предполагается использовать для размещения обуви. Разделяет эти два объема выдвижной столик.

О.М.: Как душевая будет изолирована и оборудована, чтобы пассажиру было удобно мыться?

А.Ш.: Душевая в модульном вагоне теперь не объединена с туалетом. Если кто-то пользуется душем, он не занимает автоматически туалет. В душевой предусмотрен герметичный шкаф для одежды.

О.М.: Какие международные практики были использованы? В какой стране используются подобные решения?

А.Ш.: Не скажу, что не смотрели на международный опыт, когда работали над этим проектом, но у нас есть своя специфика путешествий поездом и свой железнодорожный бэкграунд, которые оказывают большое влияние на то, каким может быть интерьер пассажирского вагона. В Европе не такие протяженные маршруты. В Китае скоростные поезда. Пассажиры там, в принципе, не так долго находятся в поезде, как у нас.

Что касается мировых аналогов, то схожий с нашим проект есть у железных дорог Австрии. В 2022 году они планируют запустить ночные поезда с так называемыми «спальными капсулами будущего». В них используется схожий с нашим принцип индивидуализации пространства. Например, равный уровень комфорта для пассажиров верхних и нижних полок, у каждого из которых есть собственный столик для перекуса, лампа для чтения, возможность зарядить телефон и так далее. В обоих случаях для обуви и багажа сделан специальный шкаф. А для удобства пассажиров верхних полок - стационарная лестница.
 
О.М.: Будут ли какие-то дизайнерские находки или решения переходить в новые спальные и купейные вагоны? Или для другой категории разрабатывается все по-новому?

А.Ш.: Сейчас ведется работа над сценариями альтернативными привычным плацкарт/купе/СВ. Модульный вагон - первый подход. Появятся еще много интересных вагонов.
 
О.М.: Какие предложения пассажиров были использованы в дизайне нового вагона?

А.Ш.: Сейчас происходит анкетирование посетителей прототипа. Плюс есть несколько моментов, которые требуют «иного прочтения». Все эти мнения будут собраны, систематизированы и учтены в процессе индустриализации (адаптации к промышленному производству) конструкции вагона.

Рубрика: Общество , Транспорт

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок