Меню Поиск

Закрыть

Новое поколение беспилотников «Яндекса» на базе Hyundai Sonata начали тестировать в Москве (интервью)

02.06.2020 12:30

Новое поколение беспилотников «Яндекса» на базе Hyundai Sonata начали тестировать в Москве (интервью)

Теги: тестирование , Москва , беспилотники , Яндекс

«Яндекс» представил новый беспилотный автомобиль на базе Hyundai Sonata. О новом поколении беспилотников, о развитии технологии беспилотного транспорта и о том, как тестировать беспилотные автомобили в условиях пандемии коронавируса, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Антону Симакову рассказал директор по развитию направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин.

Антон Симаков (А.С.): Вы представили первое поколение беспилотного автомобиля, разработанное совместно с автомобильной компанией Hyundai. Расскажите о технических особенностях и планах тестирования нового беспилотника.

Артем Фокин (А.Ф.): Первые пять машин на базе Hyundai Sonata уже собраны и с марта ездят по Москве, до конца года в нашем беспилотном флоте появится еще 95 таких автомобилей. Большая часть останется в Москве, это наша основная тестовая зона, здесь есть самые разные условия для тестирования. Некоторое количество машин поедет в город Иннополис, где уже почти два года работает наше беспилотное такси, часть присоединится к тестовому флоту компании в США.

Инженеры Hyundai доработали электронные блоки управления автомобиля для более эффективного взаимодействия с технологией беспилотного управления «Яндекса», поскольку изначально они создавались для управления человеком, а теперь учитывают задачи и особенности автономного вождения. Наши инженеры увеличили число камер, радары теперь расположены на крыше и позволяют системе различать еще больше машин впереди и за автомобилем. Лидары на передних крыльях могут еще лучше «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. Например, при выезде из двора на улицу, по сторонам которой припаркованы другие машины.

(А.С.): «Яндекс» уже довольно давно тестирует автомобили Toyota Prius, в прошлом году заключил соглашение с Hyundai Mobis об использовании их машин. В перспективе вы планируете полностью перейти на тестирование автомобилей корейского концерна?

(А.Ф.): В этом году мы безусловно будем расширять флот за счет Sonatа, но соглашение с Hyundai не является эксклюзивным. Надо понимать, что сейчас все автомобили, которые производятся для продажи на рынке, они проектируются для водителей-людей. Мы создаем водителей-роботов, при этом очевидно, что для роботов нужны несколько другие органы управления, необходима адаптация под органы чувств робота, а не остекление по кругу, которое подходит для водителя-человека. Поэтому для того, чтобы современный автомобиль был адаптирован для робота-водителя, помощь автопроизводителя очень приветствуется. Мы открыты к тому того, чтобы в нашем беспилотном флоте появились автомобили других производителей, мы общаемся с представителями автомобильной отрасли на этот счет. Как будет что-то подписано, мы обязательно сообщим.

(А.С.): Какие новые сценарии использования беспилотных машин вы планируете ввести?

(А.Ф.): Мы слабо верим в то, что технология беспилотного вождения будет в ближайшее время востребована в личных автомобилях. Это история про такое понятие как mobility as a service: с появлением беспилотной технологии такси и каршеринг сливаются в некий единый сервис, который становится предпочтительным способом движения по городу для любого жителя, нажав кнопку в приложении человек получает в полное распоряжение автомобиль, в котором нет незнакомых людей и для пользования сервисом не требуется прав. Машина конфигурируется под пользователя, загружаются музыкальные плейлисты, любимые точки в городе, не существует проблем с парковкой и страховкой.

(А.С.): Где могут быть применены такие технологии?

Мы делаем робота, который может быть применим в любой отрасли, где нужен водитель транспорта. Это могут быть поездки по городу людей, сервисы доставки, дальние грузоперевозки. Когда мы говорим о создании робота-водителя, мы говорим о технологии, которая может полноценно исключить участие человека в таком рутинном процессе, как управление автомобилем. Сейчас наши машины – это флот, который участвует в доработке технологии до того состояния, когда она сможет справиться с любой дорожной ситуацией так же или лучше, чем средний водитель.

(А.С.): Когда по вашему прогнозу технологии «Яндекса» достигнут этого уровня?

(А.Ф.): Это не вопрос «когда», это вопрос «где». Уже на текущем этапе развития технология может справляться с тем, что мы называем «легкопредсказуемым» трафиком. Под этим понятием мы имеем в виду такие локации, как Иннополис или Лас-Вегас. Наши опыты в Лас-Вегасе показали, что наша машина там отлично справляется с дорожными ситуациями, с учетом особенностей организации дорожного движения в США и общего уровня дисциплинированности водителей, которые не склонны совершать неоправданные обгоны и перестроения. Если мы говорим про способность проехать, к примеру, Таганскую площадь в час-пик тысячу раз из тысячи, то здесь технологии требуется доработка.

При этом, когда я говорю «проехать», я не подразумеваю, что сейчас она не проедет, на данный момент хаотичное перестроение участников движения может поставить машину в тупик. Она не попадет в ДТП, но продвигаться через поток машин будет менее эффективно, чем это сделал бы сейчас водитель-человек. Вот для таких ситуаций нужна доработка, потому что мы хотим, чтобы машина не просто ехала вперед, а делала это также эффективно, как это делал бы человек. Сейчас наши инженеры ведут именно над этим работу, потому что цель передвижения в легкопредсказуемой среде на дорогах общего пользования решена, технологию надо доработать в условиях плотного городского трафика.

(А.С.): Планируете ли вы в ближайшей перспективе расширять тестирование на другие регионы России?

(А.Ф.): В ближайшее время мы планируем расширять наш тестовый флот в Москве. У нас позиция достаточна простая и прагматичная. Во-первых, нам легче эксплуатировать флот в городах, где у нас ведется разработка технологии для того, чтобы каждый инженер мог быстро оценить результаты своего труда, это сильно помогает в процессе разработки. Во-вторых, Москва является отличной площадкой для тестирования, потому что в силу своих размеров и разнообразия инфраструктуры она позволяет поставить машину практически в любую дорожную ситуацию, которая может возникнуть на просторах нашей необъятной страны. Любая другая территория должна предоставлять какие-то новые условия для тестирования, к примеру, в Израиле, где есть небольшая команда разработчиков, можно посмотреть, как наша технология будет работать в условиях экстремальной жары. В США, где мы также ведем тестирование, есть определенный набор регуляторных свобод в части использования беспилотников, которые сейчас недоступны в России. Потому что, когда мы говорим о запуске услуги, надо понимать, что помимо технологической части, есть сервисная часть. К примеру, как пассажир должен коммуницировать с беспилотным автомобилем, какие кнопки можно вынести на сенсорный экран, какие кнопки должны быть физическими, какую информацию о поездке надо предоставлять пассажиру, чтобы он чувствовал себя в безопасности. У нас есть гипотезы на эту тему, но необходимо тестировать сервис с помощью людей, которые не знакомы с технологией, чтобы получить обратную связь.

(А.С.): Ведете ли вы уже сейчас предварительную разработку сервиса беспилотных поездок?

(А.Ф.): Конечно, ведем. Собственно, у нас уже есть беспилотное такси в Иннополисе на основе приложения «Яндекс.Такси», это один из прототипов будущего сервиса. Но нам надо понять, как создать интерфейс, который будет удобен для человека при движении в беспилотном автомобиле. На данный момент мы имеем в этой сфере наработки, но их надо испытывать на неподготовленных людях, в ситуациях, когда в машине нет инженера-тестировщика, чтобы получить честную обратную связь. В идеале это надо делать на коммерческой основе, потому что бесплатным сервисом человек будет готов воспользоваться, даже если он не очень хороший.

(А.С.): Планируете ли вы сотрудничать при тестировании автомобилей с операторами связи, которые развивают 5G? Будет ли у ваших автомобилей опция общения с беспилотными автомобилями других производителей и с умными элементами дорожной инфраструктуры?

(А.Ф.): Никакой прямой связи беспилотного транспорта и новых стандартов передачи данных не существует, это две параллельные истории. Машина все решения принимает на борту, это наша принципиальная позиция, и, как нам кажется, единственно правильная. Как только принятие критических решений перекладываются куда-то в облако, появляется зависимость от инфраструктуры, провайдера. В случае ДТП из-за обрыва канала связи становится непонятно, кто виноват – провайдер или разработчик беспилотника. Не стоит забывать, что не существует идеального канала передачи данных, можно сделать 5G, 6G, но устойчивое покрытие нельзя обеспечить повсюду.

На практике все, что необходимо для безопасной езды, должно находиться на борту. Для машин «Яндекса» нет необходимости адаптировать дорожную инфраструктуру, они изначально проектируются, чтобы ездить в тех же условиях, в которых ездят сейчас люди. При этом, если появятся, к примеру, светофоры с радиосигналами, то мы будем ими пользоваться, но это только дополнительная опция. Наш робот все равно будет смотреть на светофор и проверять сигнал от умного устройства. Также, если на данном этапе беспилотные автомобили не общаются между собой напрямую, то в будущем, когда на дорогах их станет значительно больше, обмен информацией напрямую друг с другом поможет им оптимально планировать маршруты. Это история про более эффективную езду, а не про безопасность.

(А.С.): Есть ли планы по созданию программно-аппаратных комплексов для общественного транспорта? Была информация о переговорах со столичным Дептрансом для запуска тестирования – продолжаются ли?

(А.Ф.): Когда будет полностью готов робот-водитель, его можно будет применить на любом транспортном средстве. Наша технология может масштабироваться на общественный транспорт. К примеру, наш робот-доставщик использует ту же самую технологию, но масштабируемую вниз. Мы начали думать об этом устройстве меньше года назад, а сейчас робот работает уже как бизнес. Мы просто взяли нашу технологию для легкового автомобиля и перенесли ее в меньший форм-фактор, также ее можно взять и перенести в больший форм-фактор.

(А.С.): Сколько раз ваши автомобили попадали в аварии на территории Москвы? Кто был виновником в тех ситуациях?

(А.Ф.): Наш опыт тестирования подтверждает общемировую статистику - человеческий фактор является основной причиной аварий на дорогах. Первым же инцидентом стал случай, когда водитель автомобиля сзади отвлекся и задел беспилотный автомобиль, остановившийся перед перекрестком на запрещающий сигнал светофора. За несколько млн км, которые автомобили «Яндекса» проехали в автономном режиме по дорогам Москвы, с подобными ситуациями мы сталкивались еще несколько раз.

(А.С.): Как в целом повлияла пандемия на тестирование беспилотников, какие появились трудности?

(А.Ф.): Самое большое влияние пандемии коронавируса на нас – это отмена международного автошоу в Детройте, где мы должны были показать наше роботакси. В Detroit convention center, где планировалось мероприятие, сделали временный госпиталь. На территории Москвы мы не приостанавливали тестирование и смогли продолжить поездки с соблюдением всех санитарных норм, у нас один человек в машине, там никаких социальных контактов не происходит. Сборку нового флота пришлось притормозить по объективным причинам, а разработчики работают дома так же эффективно, как они работают из офиса.

Рубрика: Транспорт , Технологии

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок