Меню Поиск

Закрыть

А.Хрипун: Единый регистр онкобольных создадут в Москве (интервью)

эксклюзив

03.04.2018 13:00

А.Хрипун: Единый регистр онкобольных создадут в Москве (интервью)

Теги: Здоровье , здравоохранение , медицина

В Москве создается единый регистр онкологических больных. Об этом, а также о создании в городе онкологической сети, разработке стратегии развития здравоохранения до 2025 г. и подготовке врачей к работе в период проведения чемпионата мира по футболу в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Миннугарайевой рассказал руководитель столичного департамента здравоохранения Алексей Хрипун.

Екатерина Миннугарайева (Е.М.): Алексей Иванович, в феврале было объявлено, что в Москве собираются разработать стратегию развития здравоохранения до 2025 г. Расскажите, в чем ее ключевые задачи?

Алексей Хрипун (А.Х.): Важно, чтобы в основу стратегии легли предложения представителей медицинского сообщества, врачей, медицинских сестер, руководителей медицинских организаций, представителей высшей медицинской школы, которых в Москве много, представителей пациентских организаций. Именно эти предложения хотелось бы услышать, чтобы концепция, стратегия, отвечала именно тем потребностям москвичей и профессионального сообщества, которые сегодня являются актуальными. Поэтому уже на сегодняшний день проведено несколько ключевых встреч с представителями профессионального сообщества и общественности. Внесен ряд предложений, которые мы сейчас анализируем и будем учитывать при разработке стратегии. Уже существуют рабочие группы по некоторым разделам, направлениям нашей работы. Они анализируют, обобщают, работают с поступающими предложениями, чтобы потом положить их в основу формирующейся стратегии. Мы видим, что темы, по которым постоянно идет дискуссия, это - вопросы повышения профессионального уровня медицинских работников, условия формирования единой образовательной среды и условий для дополнительного постдипломного образования медиков, вопросы, связанные с особенностями взаимоотношения врача и пациента, то, что можно назвать пациентоориентированным подходом и формированием корпоративной культуры самих медиков, в основу которой заложены потребности пациента. Развитие онкологии, телемедицина, заработная оплата медиков, которая должна быть адекватна их работе и мониторинг наблюдения за напряженностью труда медицинских работников - это все тоже приоритетные темы. Дискуссии по всем этим и многим другим темам сейчас проходят в рамках стратегии. Необходимо также учитывать, что вектор развития здравоохранения - часть общей политики города в социальной сфере и городском хозяйстве. Поэтому стратегия будет разрабатываться с учетом и городских программ и федеральных рекомендаций.

Е.М.: В Москве уже созданы и успешно работают инфарктная и инсультная сеть, ранее также сообщалось, что планируется создание онкологической сети. Расскажите, в чем заключается этот проект, на каком этапе создания он сейчас находится?

А.Х.: Я бы выделил три основных звена этой сети. Первое - это московская поликлиника в своей совокупности, то есть все 46 городских поликлиник для взрослых. Поликлиника в Москве сегодня имеет такие методы диагностики, которые позволяют в большинстве случаев выявлять диагноз злокачественного новообразования вплоть до его морфологической и даже гистохимической верификации. Подозрение на опухоль возникает уже в момент общения с пациентом, поэтому обучающие курсы онкологической настороженности прошли все медики, ведущие первичный прием пациентов. Кстати, с 2010 г. врачи московских поликлиник стали на 6% чаще обнаруживать начальные формы рака. Сегодня в 59% случаев диагноз ставится именно на ранней стадии заболевания. Второе звено- это онкологические клинические центры. Их всего семь таких центров компетенции, по сути, это стационары со всеми возможностями комплексного своевременного лечения опухоли: хирургия опухоли, химиотерапия больного и лучевая терапия. Все это в Москве есть, в том числе самые новые химиотерапевтические схемы и самые новые способы лучевой терапии, которые финансируются в этом году дополнительно в размере 2 млрд руб., которые выделил мэр Москвы на то, чтобы мы эту услугу приобретали для москвичей через московский городской фонд ОМС. Получив комплексную терапию, для последующего наблюдения и контроля пациент перемещается в третий сегмент онкологической сети - это 17 онкологических отделений в поликлиниках и онкодиспансеры. В этих медучреждениях пациенты проходят последующее амбулаторное долечивание. Наша ближайшая задача - наладить эффективный обмен информацией между всеми звеньями сети. Для этого в системе ЕМИАС совместно с департаментом информационных технологий Москвы мы создаем единый регистр онкологических больных. В него войдут фрагменты электронных медицинских карт пациентов со злокачественными новообразованиями. Там будут отражены сведения о диагнозе и ходе лечения, в том числе и в условиях стационара. Медкарты онкобольных также выделят специальной отметкой. Информация в них будет не только храниться, но и постоянно обновляться.

Е.М.: Когда онкологическая сеть заработает, насколько для пациентов снизится период от выявления подозрения на онкозаболевание до постановки диагноза?

А.Х.: Несколько лет назад онкологические пациенты месяцами кругами ходили для того, чтобы найти правильный диагноз и определить вместе с медиками адекватное лечение. Сейчас мы считаем, что поиски онкологического диагноза не должны превышать более двух недель, 10-14 дней, и сразу же человек с этим диагнозом должен поступать в онкологический центр и получать там лечение.

Е.М.: В Москве регулярно проходят различные профилактические акции, массовые скрининги, в том числе, на выявление ранних форм онкологических заболеваний. Как вы оцениваете этот опыт и будет ли он продолжен в дальнейшем?

А.Х.: Полмиллиона москвичей в прошлом году приняли участие в подобных профилактических мероприятиях. Для сравнения, в 2016 г. было около 100 тыс. То есть, это одна из форм нашей работы, которую мы активно развиваем. Последний онкоскрининг мы организовывали 17-18 марта, в нем приняли участие порядка 16 тыс. человек, примерно 4/5 - это женщины, которые сдавали анализ, подтверждающий наличие мутации гена -мутанта BRCA. Есть два типа мутации этого гена - один из них свидетельствует о предрасположенности к заболеванию раком молочной железы, а второй к раку яичников. Мужчины проходили тест на предрасположенность к раку предстательной железы и его наличие. Все мужские тесты уже выполнены, определена группа риска - примерно каждый десятый мужчина, который пришел на этот массовый скрининг, имеет отклонение показателей в уровне ПСА-крови. Все они уже приглашены в поликлинику, с ними занимаются врачи, чтобы или подтвердить этот диагноз, или его опровергнуть, но быть начеку. Этот мартовский скрининг уже сработал. Это вселяет надежду на то, что многие люди будут жить, если у них начальная стадия рака и они получат своевременное лечение, если не начальная, то период их жизни будет гораздо дольше, чем был бы. Эту работу, массовые обследования населения на предрасположенность к тем или иным заболеваниям, мы будем продолжать.

Е.М.: Как в этом году Москва проходит сезон подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ?

А.Х.: Беспрецедентный уровень вакцинации в Москве был достигнут осенью 2017 г. - 6,8 млн человек, более 55% граждан в Москве были вакцинированы. Это намного превышает показатель долевой вакцинации по популяции в других российских регионах. Сезонный подъем заболеваемости острыми респираторными инфекциями в сезоне 2017-2018 гг. Москва проходит без эпидемии гриппа. Сейчас уже апрель, мы очень надеемся на то, что мы так и завершим этот сезон подъема заболеваемости ОРВИ. Случаи гриппа в Москве зафиксированы, это около 400 человек, но ни один из них не был вакцинирован. Были тяжелые формы, но мы не потеряли ни одного заболевшего, в Москве не было случаев смерти пациентов от гриппа.

Е.М.: Будет ли осенью продолжен опыт вакцинирования горожан у станций метро и МЦК, появятся ли новые площадки для размещения мобильных пунктов вакцинации?

А.Х.: Мы обязательно продолжим этот опыт. Несмотря на то, что доля тех, кто получил иммунизацию в мобильном пункте или офисе МФЦ, не очень большая, важно то, что по пути на работу, проходя мимо мобильного пункта и видя очередь из людей, которые прививаются, люди в своем сознании фиксируют необходимость вакцинироваться. Кроме того, это просто удобно. Возможно, мы расширим территорию мобильных пунктов или придумаем новые формы. Основная идея этой акции и других, в том, что мы сами идем к пациенту, туда, где находится большое сосредоточение людей. Это касается и массового скрининга, и вакцинации.

Е.М.: Уже через несколько месяцев стартует чемпионат мира по футболу, Москва является одним из принимающих городов. Будет ли «скорая помощь» и медучреждения столицы работать в особом режиме во время проведения ЧМ-2018?

А.Х.: Мы создали соответствующее функциональное подразделение наших медиков, куда входит и «скорая помощь», и медики, которые будут работать на стадионах - такие силы и трудовые ресурсы подготовлены. В Москве уже есть успешный опыт работы и проведения подобного рода мероприятий, например, Кубок конфедераций. Также у нас очень большое количество московских медиков и волонтеров, которые участвовали в организации олимпиады в Сочи в качестве медобеспечения, многие из них также будут задействованы, у них есть необходимый опыт, знание языка. Так что ничего принципиально нового для нас в период предстоящих игр нет, все алгоритмы действий отработаны, вовлеченный персонал подготовлен, проведены соответствующие тренировки. Как и в прошлом году при звонке в «скорую» иностранные граждане могут связаться также с англоговорящим диспетчером. Что касается стационарной медицинской помощи, то для ее оказания организатором чемпионата аккредитуются несколько московских больниц. Могу сказать, что с технической и организационной точек зрения мы готовы оказать помощь в том объеме, в котором это потребуется.

Е.М.: Сколько врачей прошли курсы английского языка?

А.Х.: Все задействованные специалисты, включая диспетчеров, пройдут курсы английского языка, чтобы иметь возможность общаться с потенциальными пациентами. Уже прошли первый этап обучения английскому языку 180 специалистов Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, а также Центра экстренной медицинской помощи департамента здравоохранения Москвы. Акцент в обучении сделан на медицинской лексике. Для специалистов, уже владеющих английским языком, подготовлена программа для закрепления и повышения уровня знаний. В настоящее время более 400 сотрудников Центра экстренной медицинской помощи, Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.Пучкова, а также Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины департамента здравоохранения Москвы проходят обучение английскому языку. Это врачи терапевты, анестезиологи-реаниматологи, медицинские сестры, врачи и фельдшеры, которые будут обеспечивать экстренную помощь в составе мобильных бригад и медицинское сопровождение на мероприятиях чемпионата мира по футболу.

Е.М.: Оснастили ли врачей «скорой помощи» дополнительной техникой к ЧМ-2018?

А.Х.: В настоящее время все бригады скорой медицинской помощи в полном объеме оснащены персональными мобильными навигационными устройствами, со встроенными приемниками радионавигационных сигналов работающих с системой ГЛОНАСС, позволяющие оперативно принимать оптимальные управленческие решения по выполнению вызовов выездными бригадами скорой медицинской помощи на основе непрерывного слежения за их перемещениями по территории города, определения их местонахождения и статусного состояния на любой текущий момент времени, а так же передачи информации о вызове непосредственно на борт автомобиля и обеспечения двустороннего обмена статусными сообщениями между выездными бригадами и диспетчерским персоналом в процессе обслуживания вызовов.

Е.М.: Как идет внедрение телемедицинских технологий в медучреждениях Москвы? Сколько медучреждений столицы их уже используют?

А.Х.: Нужно понимать, что телемедицина - это не «медицина по телевизору» или по скайпу, а вообще использование любых коммуникационных технологий в процессе оказания медицинской помощи. Трансляция операций, удаленные консультации врачей друг с другом, использование электронных рецептов, медицинских карт и электронных больничных, единые базы данных лабораторных анализов и данных радиологических исследований - все это телемедицина. Оснащение машин «скорой помощи» планшетами, с помощью которых врач может познакомиться с электронной медицинской картой пациента - это тоже телемедицина.

Еще более показательный пример - система ЕМИАС, которая сегодня работает в столичных поликлиниках и благодаря которой люди записываются на прием к врачу. К слову, с помощью различных удаленных сервисов (мобильных приложений, интернета и так далее) у нас сегодня осуществляется примерно каждая третья запись к врачу. Так что телемедицина - очень емкое понятие, которое вовсе не подразумевает консультирования незнакомого больного по интернету или, тем более, «заочного» назначения ему какого бы то ни было лечения. А использование коммуникационных технологий давно уже стало неотъемлемой частью повседневной работы наших медицинских организаций.

Если же говорить о конкретных примерах, то их довольно много. В частности, один из таких проектов реализован в городской детской поликлинике №110. Благодаря телемедицинским технологиям в режиме онлайн проводятся консультации пациентов. Врачи могут через специальный защищенный канал связи консультироваться с докторами стационара, ранее наблюдавшими пациента, что улучшает преемственность между поликлиническим и стационарным звеном. Совсем недавно врачи психиатрической больницы №1 им. Н.Алексеева внедрили телемедицинские технологии в систему психиатрической помощи для эффективного взаимодействия врачей больниц, диспансеров, филиалов и других подразделений. Специалисты обмениваются необходимой информацией о пациенте в рамках лечебного процесса, оперативно выявляют сложные клинические случаи и организуют консилиумы. Это дает возможность в короткие сроки определять тактику лечения и маршрутизацию пациентов. Кроме того, благодаря интерактивному диалогу между диспансерной службой и стационарными подразделениями врачи вырабатывают единую стратегию ведения пациентов при переходе из стационарного звена в амбулаторное.

Рубрика: Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок