Меню Поиск

Закрыть

В ОП РФ предлагают перед широким распространением новых учебников тестировать их на базе нескольких школ (интервью)

эксклюзив

11.08.2016 15:56

В ОП РФ предлагают перед широким распространением новых учебников тестировать их на базе нескольких школ (интервью)

Теги: История , Образование , Общественная палата , Литература , Русский язык , Учебники

В Общественной палате РФ (ОП РФ) предлагают перед широким распространением и включением в федеральный перечень все новые учебники тестировать на базе нескольких школ, чтобы обнаружить изъяны и недоработки. Об этом, а также о том, какие ошибки содержат уже существующие школьные учебники, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Хохловой рассказал член комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский.

Екатерина Хохлова (Е.Х.): Роман Анатольевич, с начала запуска проекта «Народная экспертиза школьных учебников» в Общественную палату РФ поступило больше 300 сообщений. На что чаще всего жалуются?

Роман Дощинский (Р.Д.): Жалобы носят различный характер. Кто-то недоволен тем, что в школу поступили не те учебники, которые заказывали. Кто-то возмущен цветовым оформлением учебников. Однако большинство граждан все-таки стараются вчитаться в содержание параграфов, подробно анализируют формулировки учебных заданий. Поэтому можно сказать, что чаще всего жалобы связаны с обнаруженными в учебниках ошибками того или иного рода.

Около 30% ошибок фактологические, они связаны, например, с неверным написанием дат, подписями к иллюстрациям, но они исправимы в следующем переиздании. Большую тревогу вызывают этические ошибки, когда задания в учебниках сформулированы некорректно. Порядка 70% обращений из поступивших связаны именно с этого рода ошибками, и чаще всего их обнаруживали в учебниках предметов гуманитарного цикла. К примеру, поступали жалобы на один из учебников по обществознанию, где приводится такая трактовка понятия «личности»: «Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом, которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью». Родители посчитали, совершенно на мой взгляд справедливо, что подобная трактовка некорректна по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

При этом следует подчеркнуть, что ошибки не являются массовыми. Они единичны, но они есть. И цель реализованного ОП РФ проекта как раз показать, что учебники, входящие в федеральный перечень (Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования - прим. Агентства «Москва»), не идеальные продукты. А если это так, то не совсем справедливо, что учебники, в которых эксперты-профессионалы обнаруживают ошибки, моментально исключаются из федерального перечня как неблагополучные.

Е.Х.: Ошибки фактологические исправить можно переизданием тиража, а можно ли исправить этические ошибки? Отправляете ли вы сообщения о такого рода ошибках, и как в Минобрнауки реагируют?

Р.Д.: Понятие «этической» ошибки имеет место быть, но чаще всего они встречаются в учебных пособиях, не входящих в федеральный перечень. Это всевозможные дополнительные учебные материалы: атласы, рабочие тетради и прочее. Рынок сейчас изобилует разными приложениями к учебникам, и они проходят только выборочную экспертизу министерства образования. В сентябре мы готовимся внести ряд предложений в научно-методический совет по учебникам министерства образования и науки, среди которых будет предложение ввести обязательную комплексную экспертизу не только учебников, но и всего методического шлейфа, который их сопровождает.

Своим проектом мы, во-первых, получили независимую от министерства информацию и теперь, владея ей, можем свободно оперировать фактами и сложившейся на их основе статистикой; во-вторых, продемонстрировали министерству возможность самому заниматься тем же самым. Это одна из функций министерства – осуществление контроля и надзора за условиями образовательного процесса (обеспечение школ качественными учебниками включено в понятие «условия» - прим. Агентства «Москва»). И надо сказать, что уже министерство создало аналогичную площадку в интернете для обращения граждан. Проблема заключается лишь в том, что издание учебников в нашей стране не является, собственно, государственным делом. Им занимаются абсолютно коммерческие издательства. Поэтому со стороны министерства должен быть создан мощный регулятор данного процесса, который не допустит, чтобы на парты к российским школьникам попадала некачественная учебная литература.

Е.Х.: «Этические» ошибки в учебниках, на ваш взгляд, создают большие трудности при обучении детей-мигрантов и детей из другой культурной среды в принципе? Как вы считаете, стоит ли вводить отдельные учебные пособия или учебники для обучения детей-мигрантов в российских школах, особенно в сфере гуманитарных наук?

Р.Д.: Речь, наверное, идет даже не о мигрантах как таковых, а о том, что Российская Федерация в принципе является многоязычной, многоконфессиональной и многокультурной страной. Это наше подлинное богатство и, как мы понимаем, наша большая проблема. Создавая учебники, невозможно не обращать внимания на то, кто может стать адресатом этих учебников. Называя иго татаро-монгольским, авторы учебников рискуют столкнуться с неадекватным восприятием данной информации со стороны населения Республики Татарстан. Ведя разговор об истоках православной культуры, следует обязательно уделить внимание истокам и других религиозных культур. Вряд ли имеет смысл писать специальные учебники в этих целях, поскольку тогда не может быть и речи об интеграции и объединении народов страны. Просто авторы учебников должны думать наперед, как бы прогнозируя, как «слово наше отзовется», надо уметь видеть тот или иной учебный материал комплексно, сквозь призму любого национального взгляда.

Е.Х.: С сентября 2015 г. школы получили возможность использовать новые учебники истории, разработанные в соответствии с единой исторической концепцией. Поступали ли к вам обращения, связанные с этими учебниками? Как вы лично относитесь к этой инициативе?

Р.Д.: Новые учебники по истории только начали свой путь в системе школьного образования. Они пока адаптируются, апробируются. Со стороны обращающихся в целом не поступали жалобы на качество этих учебников. Но, скорее всего, в ближайшее время они будут, так как предмет особый в школе, как раньше говорили, «идеологический». Тем более что в историко-культурном стандарте отдельным списком даны «проблемные» темы школьного курса истории. А это значит, что сам стандарт предопределяет возможные разночтения, которые, несомненно, вызовут недовольство в определенных кругах интеллигенции.

Е.Х.: Сейчас обсуждается переход к единым учебникам по русскому языку и литературе. Как вы к этому относитесь?

Р.Д.: Это трудный вопрос. С одной стороны, я понимаю, что единый учебник может снять ряд проблем. Например, единый учебник позволит усилить его качество, ибо все силы государство бросит на его создание. С другой стороны, такой подход породит новые проблемы. Наверное, слишком много воды утекло для того, чтобы возвратиться к единообразию в тех или иных формах. Вариативность в разумных пределах – это не есть великое зло. Подчеркну – в разумных пределах. На сегодняшний день в федеральном перечне всего лишь три учебника по истории. Вариативность есть? Да. Разумная? Вполне. То же самое, возможно, будет и с учебниками по русскому языку и литературе. Другое дело, что в процессе выбора – что оставить, а что исключить – нужно ни в коем случае не выплеснуть ребенка.

Не понаслышке знаю, что сейчас готовятся к выходу совершенно новые версии учебников по русскому языку и литературе. Издательства свои проекты держат в глубокой тайне. Спрашивается, а зачем эта таинственность? Что она скрывает на самом деле? Нет ли в этом боязни того, что общество обнаружит в новоиспеченных учебниках существенные изъяны и недоработки? Учебник – это не просто книга, это книга, которая должна пройти целый апробационный период для того, чтобы стать настольной для ученика и учителя. На мой взгляд, стоит ввести практику тестового периода для новых учебников, чтобы они не сразу поступали в свободное распространение и использование во всех учебных учреждениях страны, а проходили апробацию в течение нескольких лет на базе нескольких пилотных школ. Но если сейчас издательства так тщательно скрывают подготовленные учебники, о какой апробации вообще может идти речь. Это просто достойно анекдота: писали на коленях, выпускали впопыхах – а в федеральном перечне уж очень хотим быть.

Е.Х.: Какие предложения и инициативы вы готовы предложить по итогам работы проекта? В какие сроки планируется его завершение, и будет ли он продлен?

Р.Д.: Проект фактически завершен. Быть может, он будет возобновлен в момент формирования нового федерального перечня в самом начале 2017 г. Свои предложения и инициативы мы уже сформулировали и направили в министерство образования и науки РФ. Они очень просты и прозрачны – необходимо менять порядок экспертирования учебников - не может заниматься экспертной работой та же организация, которая является «автором» учебника, при формировании федерального перечня необходимо учитывать «этическую» сторону в содержании учебников, наконец, необходимо всерьез задуматься о целевой государственной программе по созданию качественных учебников для будущей российской школы.

Рубрика: Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок