Меню Поиск

Закрыть

«Мосинжпроект»: Проекты 30 ТПУ могут быть выставлены на общественные слушания в течение полугода (интервью)

17.02.2015 16:40

«Мосинжпроект»: Проекты 30 ТПУ могут быть выставлены на общественные слушания в течение полугода (интервью)

Теги: Транспорт , Железные дороги , Строительство , Метро , общественный транспорт , Проекты

Главной задачей Стройкомплекса Москвы в 2015 г. станет проектирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Об этом в рамках Московского урбанистического форума, который прошел в декабре 2014 г., заявил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин. Одной из компаний, которая занимается проектировкой капитальных ТПУ в Москве, является АО «Мосинжпроект». О том, какие социальные функции будут выполнять будущие пересадочные узлы, а также о том, как они будут вписываться в архитектурный облик столицы, в интервью Агентству городских новостей «Москва» сообщили руководитель портфеля дирекции по строительству ТПУ «Мосинжпроекта» Григорий Феофанов и главный инженер дирекции по строительству ТПУ компании Ольга Хрисанова.

Агентство «Москва» (А.М).: Проекты планировок скольких ТПУ разрабатывает «Мосинжпроект»?

Григорий Феофанов (Г.Ф.): В соответствии с 413 постановлением правительства Москвы у нас было 48 проектов, мы должны были их спроектировать и построить. В ходе работы, которая длится где-то полтора года, 14 ТПУ перешли из категории капитальных в плоскостные. Их мы передали организациям, ответственным за реализацию плоскостных проектов. На сегодняшний момент у нас на рассмотрении 37 ТПУ, которыми мы активно занимаемся.

А.М.: Сколько из них уже прошли общественные слушания?

Г.Ф.: На сегодняшний момент по семи проектам прошли общественные слушания. Это «Алма-Атинская», «Новокосино», «Люберецкая», «Пятницкое шоссе», «Хорошевская», «Селигерская», «Мневники». По данным ТПУ полностью сформированы концепции и разработаны проекты планировки. После завершения оформления градостроительной документации и утверждения концепции правительством Москвы можно выходить в активную стадию проектирования и строительства. В течение полугода планируется выйти на общественные слушания по остальным ТПУ. Каждый проект очень индивидуален, имеет определенную специфику, поэтому и время работы над каждым из них разнится.

А.М.: Были ли внесены изменения в проекты ТПУ после общественных слушаний?

Г.Ф.: Изначально при формировании проектов идет активное взаимодействие с департаментом транспорта, префектурами и управами. Замечания, проходящие через управы и префектуры, как органы, ответственные за работу с населением, учитываются непосредственно на этапе формирования проектов планировки.

А.М.: Как жители реагируют на представленные проекты?

Г.Ф.: Не секрет, что среди жителей всегда есть и сторонники и противники проекта, есть и такие, которым в принципе не нравится ничего. Они придерживаются позиции: «Стройте где угодно, только не в моем дворе». Некоторые транспортные решения необходимы не только району или округу, а Москве в целом. Необходимо понимание, что транспортная система развивается на будущее, поэтому закладываются определенные решения. Но, безусловно, мы стараемся идти жителям навстречу и вносим изменения в проекты.

Ольга Хрисанова (О.Х).: Есть вопросы, которые затрагивают интересы различных групп жителей. Мы стараемся максимально учитывать интересы всех слоев населения - и автовладельцев, и жителей, которые пользуются общественным транспортом.

А.М.: Воспринимают ли жители Москвы проекты негативно, так как не осведомлены об их предназначении?

Г.Ф.: Перед тем, как вынести проект на общественные слушания, проводится огромная работа. Выпускаются специальные наглядные материалы, проводятся встречи с депутатами в управах, встречи с жителями и опросы их мнения. На этапе формирования проекта мы сверяем наши решения с мнением жителей, параллельно проводим работу по информированию населения в СМИ.

А.М.: Есть ли понимание того, сколько рабочих мест позволят создать эти 37 ТПУ?

Г.Ф.: Количество рабочих мест, создаваемых в рамках того или иного ТПУ, зависит от нескольких факторов, средней цифры нет. Например, ТПУ «Хорошевская» в перспективе обеспечит 6-7 тыс. новых рабочих мест. В «Ховрино» таких мест планируется 1-2 тыс., потому что офисных площадей будет не так много. Везде по-разному. Точную статистику можно будет сформировать уже после одобрения проектной документации градостроительно-земельной комиссией.

А.М.: Приведите пример значимого в дорожной системе региона ТПУ.

Г.Ф.: Например, у нас есть серьезный проект по ТПУ «Ховрино». Этот узел объединит в себе несколько объектов транспортной инфраструктуры - одноименную строящуюся станцию метро, которая будет конечной на Замоскворецкой линии и автовокзал с междугородними и областными маршрутами, которые идут в Долгопрудный и Химки. Планируется строительство нового дополнительного остановочного пункта для пересадки на Октябрьскую железную дорогу.

А.М.: Какую роль будет играть ТПУ «Ховрино» в транспортной системе региона?

Г.Ф.: При въезде в Москву это будет первая станция метро. Будет приезжать большое количество людей, поэтому необходимо создать условия для комфортной пересадки на общественный транспорт и парковочные места для личных автомобилей.

А.М.: С какими организациями ведется совместная работа при согласовании проектов планировки ТПУ?

Г.Ф.: Необходимо учитывать мнение множества заинтересованных организаций. Это Мосгортранс, РЖД и другие. Необходимо связать между собой станцию метро и улично-дорожную сеть, посмотреть, как будет организовано движение, где будет отстаиваться тот или иной вид транспорта.

О.Х.: Еще увязываем проект и с проектами магистралей, которые проектируются в городе. В случае с «Ховрино» это непосредственно Северо-Восточная хорда, реконструкция ул. Зеленоградская. Их проектируют другие проектные организации, но, тем не менее, все проектные решения у нас связаны. Точно так же мы согласовываем вопросы с префектурами, управами, с управлениями градостроительного регулирования, с Москомархитектурой, с отделом подземных сооружений, который непосредственно смотрит всю инженерию.

А.М.: Какие задачи стоят перед проектировщиками ТПУ, кроме оптимизации транспортных потоков?

Г.Ф.: Одна из ключевых задач при реализации программы ТПУ - это привлечение инвестиционных средств и максимальное снижение бюджетных трат. Стоит задача сформировать ТПУ так, чтобы они были коммерчески привлекательными. Это могут быть как торговые площади, так и офисные помещения различного значения.

А.М. Можете привести пример?

Г.Ф.: Например, проект ТПУ «Хорошевская», который уже прошел общественные слушания. Там запроектирован небольшой, порядка 80 тыс. кв. м, офисный центр, также будет присутствовать сопутствующая торговля, порядка 5 тыс. кв. м. Участок, на котором будет расположен ТПУ, достаточно свободный и несколько удален от дороги. Наши консультанты просчитали, что эти площади будут востребованы и будут являться дополнительным центром притяжения за ТТК. Другой пример - ТПУ «Ховрино». Там планируется размещение небольших торговых площадей, которые будут востребованы как людьми, которые заезжают в город, так и жителями района. Кроме того, будет создана гостиница, необходимая для людей, отправляющихся или прибывающих из аэропорта «Шереметьево», а также выезжающих на трассу М11 «Москва-Санкт-Петербург».

А.М.: Используется ли международный опыт при проектировании ТПУ?

О.Х.: Недавно я была в Гонконге. Встречающей стороной были специалисты MTR Corporation, которая владеет 76% акций метро, железных дорог, электродепо и почти всей транспортной инфраструктуры Гонконга. У них есть очень интересные проектные решения, которые могли бы быть применены в Москве. Речь идет об использовании подземного пространства для создания единого инженерно-технологического комплекса непосредственно над станциями метро. Теоретически комплекс может располагаться в пространстве между станцией метро и поверхностью земли. Это, может быть, например, перехватывающая парковка, автовокзал, коммерческие площади или распределительный уровень.

А.М.: Что еще вы отметили для себя в ходе этой поездки?

О.Х.: В Гонконге очень наглядная навигация. Мы знаем, что социальная функция ТПУ состоит в обеспечении максимального комфорта при пересадке с одного вида транспорта на другой, а также попутном обслуживании пассажиров. В метро Гонконга нельзя заблудиться: станции имеют определенный цвет, даже поручни непосредственно в поездах красного или оранжевого цвета. Есть напольная и настенная навигация, которая тоже выполнена в определенном цвете, соответствующем цвету линии.

А.М. Как именно будут решаться вопросы перераспределения пассажирских потоков?

Г.Ф.: Будут создаваться большие распределительные уровни, которые позволят разделять пассажиропотоки. Люди попадают в ТПУ из разных мест и имеют разные цели: кто-то идет на пересадку, кто-то едет домой, нет смысла перекрещивать эти потоки. На практике распределительный уровень выглядит как широкий подземный переход с понятной навигацией, с ответвлениями в виде подземных переходов. Можно будет попасть с этого уровня на любой вид транспорта, плюс будет возможность воспользоваться объектами социального назначения. Например, в рамках ТПУ «Ховрино» планируется такой распределительный уровень, так как необходимо разделять потоки с железной дороги, метро, областных маршрутов.

А.М.: Будут ли ТПУ «Мосинжпроекта» удобны для использования маломобильными группами населения?

О.Х.: Очень важный вопрос. В техническом задании у нас есть целый раздел о доступности для маломобильных групп населения. В частности, мы согласовываем наши проекты с департаментом социальной защиты. Обязательным условием является наличие лифтов для выхода из метро. Все 37 ТПУ, которыми занимается наша организация, будут полностью оснащены для маломобильных групп населения.

А.М.: Какие еще функции примут на себя ТПУ?

О.Х.: В задачи ТПУ входит оптимизация пересадки с одного вида транспорта на другой, поэтому они будут оснащены функцией объединенной системы оплаты проезда. Допустим, пассажир заходит на распределительный уровень и сразу может купить билет на метро, электричку или автобус – не нужно будет искать разные точки, чтобы купить билеты на различные виды транспорта.

А.М.: Есть ли в Москве объекты, которые уже можно назвать ТПУ?

Г.Ф.: Безусловно. Это, например, «Выхино», «Речной вокзал». Тем не менее, их необходимо преобразовывать и делать из них более удобные пространства. Например, в «Выхино» мы сталкиваемся с огромным количеством людских потоков: с «маршруток», автобусов, железной дороги, метро. Все это необходимо оптимизировать, сделать удобную навигацию, развести потоки, сформировать отдельные пешеходные переходы и фронты, чтобы человек понимал, куда ему идти, и делал это в комфортных условиях.

А.М.: Стоит ли задача интеграции каждого ТПУ в архитектурный облик города или это будут некие универсальные проекты?

Г.Ф.: С нами работают подрядчики из Испании, из Англии. Мы используем мировой опыт интеграции ТПУ в ткань города. Мы работаем по идее консолидированного опыта, то есть используем как наши внутренние архитектурные силы и резервы, так и услуги консультантов, которые помогают найти технологические и архитектурные решения. Проекты проходят согласование с Москомархитектурой, в том числе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, а также непосредственно с административными департаментами. Кроме этого, каждый район города имеет управление градостроительного регулирования, которое рассматривает проекты на соответствие по фасадам, высотности, цветовой гамме. Каждый ТПУ будет интегрирован в городскую архитектуру, это ни в коем не случае не будет типовой проект.

А.М.: Приведите пример индивидуального архитектурного решения для конкретного ТПУ.

Г.Ф.: Например, ТПУ «Нагатинский затон». Там реорганизуются парковые пространства. С одной стороны, сложный, а с другой – очень интересный проект. В данном случае задача уже выходит за рамки ТПУ, она намного шире.

О.Х.: По договоренности с руководством государственного музея-заповедника «Коломенское» на месте существующих ограждений мы будем оформлять красивую входную группу: ворота, газоны, цветники. Кроме этого, у ГМЗ «Коломенское» есть набережная, где будет проходить граница нашего ТПУ, на данный момент там неблагоустроенная территория. «Мосинжпроект» будет строить продолжение набережной Нагатинского затона. Сегодня прорабатывается возможность размещения там причала.

А.М.: Какое влияние в итоге окажет реализация программы строительства ТПУ на дорожно-транспортную ситуацию в Москве?

Г.Ф.: Программа строительства ТПУ задумывалась как один из шагов по улучшению транспортной ситуации в городе. Это одна из составных частей программы города по переносу центров притяжения из центра на края, на новые станции метро, которые у нас формируются. ТПУ позволят разгрузить город, перетянуть на себя потоки и сформировать новые центры для того, чтобы перераспределить ключевые потоки, идущие сейчас в центр города. Есть много узлов, находящихся в районе МКАД, задача которых – встретить, обеспечить парковочные места, объекты социального назначения, создать рабочие места. Каждый день из Подмосковья в Москву приезжает огромное количество людей. Безусловно, реализация программы ТПУ окажет положительное влияние. Каждый раз, когда мы рассматриваем отдельный ТПУ, мы смотрим, чтобы ни в коем случае ситуацию не ухудшить. Первое правило – не навредить, а потом уже рассматривать возможности улучшения.

Рубрика: Экономика , Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок