Меню Поиск

Закрыть

Сенатор С.Калашников считает необходимым изменение финансово-кредитной системы в России (интервью)

эксклюзив

25.12.2017 11:00

Сенатор С.Калашников считает необходимым изменение финансово-кредитной системы в России (интервью)

Теги: Стартап , банки , налоги , Суды , бюджет , Совет Федерации , Налоговая политика , экономическое развитие , законодательство , сенатор

Сенатор считает необходимым изменения финансово-кредитной системы в России. Об этом, а также о том, каким видит дальнейшее экономическое развитие страны, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Юлии Кашириной, рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель временной комиссии СФ по мониторингу экономического развития Сергей Калашников.

Юлия Каширина (Ю.К.): Сергей Вячеславович, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о результатах деятельности комиссии за 2017 г.

Сергей Калашников (С.К.): Результат деятельности отражен в нашем докладе («О состоянии и неотложных мерах по развитию экономики» - прим. Агентства «Москва»), который мы подготовили в двух редакциях. На сегодняшний день поступают отзывы на этот доклад, и я должен сказать, что они все самые положительные. В то же время доклад является дискуссионным. В одной из его частей мы ставим «диагноз» действующей экономической системе. Она, на наш взгляд, неэффективна. В другой - излагаем предложения комиссии о том, что необходимо менять. Также мы анализируем причины, источники возникновения такой системы и пытаемся ответить на вопрос «Что делать?».

Мы категорически против бездумного экспериментирования с экономикой. В рамках доклада мы предлагаем модель, скажем так, матричного изменения сложившейся ситуации. Если есть какой-то плохо работающий, по мнению специалистов, механизм, его необходимо заменить на новый. Но замена должна предусматривать, что в любой момент можно вернуться к старому механизму.

Перемены нужны практически в каждой области. В экономике самое главное - это изменение финансово-кредитной системы. На наш взгляд, та политика, которую проводит Центробанк совместно с Минфином (Министерство финансов РФ - прим. Агентства «Москва»), является неэффективной и вредной для экономического развития страны.

Второй проблемой, о которой необходимо сказать, является то, что мы фантастически отстаем от мирового научно-технического прогресса! Возникает совершенно новая экономика - это экономика информационная. Каждый день мы все дальше отдаляемся от развитых стран в плане внедрения их современных научных технологий, товаров. Это огромная проблема, требующая организационных решений, и наша комиссия их предлагает.

Ю.К.: Известно, что Вам близка тема совершенствования судебной системы. Возможно, у Вас уже есть законодательные инициативы?

С.К.: Конечно! Считаю, что совершенствование судебной системы является безусловным общим инфраструктурным элементом. В основу нашей судебной системы заложен принцип независимости судей, свидетельствующий, что судебная власть является высшей властью, которая не имеет права на ошибку.

Есть такая неконституционная фигура как председатель соответствующего суда, который распределяет дела между судьями, обеспечивает их продвижение по карьерной лестнице, то есть в его руках находится судьба каждого рядового судьи. Нужно искоренять принцип председателя суда. Мы подготовили законопроект, согласно которому председатель суда должен избираться не более чем на два года без права замещать эту должность два раза подряд.

Ранее, к сожалению, правительство РФ и Верховный суд дали на него отрицательный отзыв, но мы все равно будем его вносить в Государственную думу. Мы считаем, что за этим законом правда.

Кроме того, я подготовил законопроект о судебной ошибке. Суть документа в том, что если вышестоящий суд отменил решение одного и того же нижестоящего суда, то вынесший его судья должен быть дисквалифицирован. К сожалению, его отклонили.

Еще один законопроект, который подготовлен и буквально в ближайшие дни будет внесен в Госдуму. Это законопроект о выведении кассационных и апелляционных судов из системы областных судов, как это сделано при арбитражных судах. Мы предлагаем апелляционные и кассационные суды тоже сделать окружными с представительством в областях, но это уже суды вне областного суда. Правда, ранее и на него мы получили отрицательный ответ из правительства РФ и Верховного суда.

В пояснительной записке к законопроекту прописано, что те деньги, которые сейчас выделяются на апелляционные и кассационные областные суды, они просто перераспределятся на окружные суды. Арбитражные суды показали, что это действительно эффективно, но почему мы по остальным судам этого не делаем?

Ю.К.: Вы планируете вновь вносить в Госдуму законопроект о судебной ошибке в весеннюю сессию?

С.К.: У нас сейчас несколько иная тактика. Мы сейчас планируем внести два законопроекта: о председателях судов и о выведении кассационных и апелляционных судов из системы областных судов. Внесем их в ближайшее время, чтобы они были рассмотрены во время весенней сессии. Вообще, по моему мнению, наверное, после марта 2018 г. пойдет волна каких-то обновлений, тогда мы думаем внести в палату уже пакет законопроектов по судебной реформе.

Ю.К.: Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила правительству РФ и Центральному банку проанализировать риски от криптовалют. Ваша комиссия планирует работать в этой сфере?

С.К.: Проблема блокчейна и криптовалюты в более широком смысле цифровой экономики настолько огромна, что этим занимается и наша комиссия, а также Комитет Совета Федерации по экономической политике создал специальную отдельную комиссию, которая будет вести тему цифровой экономики. Напомню, было поручение президента разработать законопроект о криптовалюте до 1 июля 2018 г. С одной стороны, поручение президента требует исполнения. С другой же, нужно сказать, сегодня абсолютно не очевидна фабула такого закона. У нас нет даже квалифицированных экспертов по этой теме.

Ю.К.: Вы внесли в Госдуму и два других законопроекта. Первый направлен на защиту от ареста Налоговой службой специальных банковских счетов оборонных предприятий, у которых возникла задолженность по налогам, и второй связан с ужесточением уголовной ответственности за фальсификацию табачной продукции. Рассчитываете ли Вы на их принятие в весеннюю сессию?

С.К.: Что касается снятия запрета на специализированные банковские счета при выполнении оборонного заказа, думаю, этот закон будет принят. Он настолько патриотичный, что патриотам вряд ли смогут проголосовать против. В отношении второго законопроекта надеюсь на лучшее.

Ю.К.: Ранее Вы предлагали разработать особый закон о рекламе лекарственных средств. Планируется ли в дальнейшем вернуться к нему?

С.К.: Да, конечно. Я продолжаю достаточно активно работать в области охраны здоровья. Есть целый ряд идей, связанных с новациями в здравоохранении, которые сейчас широко обсуждаются на самых разных площадках, возглавляемых мной. Я полностью согласен с позицией президента РФ, что на проблеме здравоохранения необходимо акцентировать внимание. Если определенные трансформации в здравоохранении все-таки не произойдут в ближайшие годы, это отрицательно скажется на здоровье всего нашего населения.

Ю.К.: Ранее сенаторы поднимали вопрос изменения налоговой системы. Готовятся ли соответствующие законодательные инициативы?

С.К.: Конечно. В докладе нашей комиссии есть несколько предложений, связанных с оптимизацией налоговой системы. В первую очередь - это отмена плоской шкалы налогов. Ввести прогрессивную шкалу - одно из главных предложений комиссии.

Вторая новация связана с налогом на добавленную стоимость (НДС). Название налога абсолютно не соответствует его сути. НДС - это способ кредитования государственных налоговых платежей, то есть в конечном счете НДС платит конечный покупатель. Не проще ли заменить НДС налогом с продаж?

Еще одна крайне важная налоговая новация. Мы не даем предприятиям подняться, облагая их налогами: на собственность, на недвижимость и так далее. Так давайте начинать собирать налоги тогда, когда предприниматель получит хоть какую-то прибыль, когда предприятие начнет что-то производить.

Не менее существенный момент. У нас никогда не будет высокотехнологичной инновационной экономики, если мы не создадим преференции для стартапов, не начнем поощрять венчурные фонды. Это значит, здесь необходимо создавать максимальные налоговые преференции. Я считаю, что на период, пока люди пытаются внедрить высокотехнологическую продукцию, все налоги им надо вообще обнулять.

Также требуется перераспределение налогов между субъектами РФ и федеральным бюджетом. Во всех странах налоговая система построена по принципу треугольника, устойчивым основанием в котором служит муниципалитет. Основные социальные запросы удовлетворяются на уровне муниципалитета, там, где человек живет. Муниципалитет должен обладать определенным финансовым потенциалом для того, чтобы эти социальные потребности удовлетворять.

В России же мы находимся на вершине треугольника, где основной бюджет - федеральный. А так как треугольник стоит на вершине, он не устойчив, потому необходимо изменение самой системы перераспределения налогов между муниципалитетами, субъектами и федералами, чтобы и наш треугольник перевернулся с качающейся вершины и встал бы на устойчивое основание.

Рубрика: Политика , Экономика

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок