Меню Поиск

Закрыть

Транспортные полицейские ЦФО перейдут на усиленный режим работы в новогодние праздники (интервью)

18.12.2017 10:00

Транспортные полицейские ЦФО перейдут на усиленный режим работы в новогодние праздники (интервью)

Теги: Транспорт , Железные дороги , МВД , безопасность , Нарушения

Московское центральное кольцо (МЦК) является одним из важнейших инфраструктурных проектов столицы. В охране правопорядка на этом объекте задействовано специальное подразделение транспортной полиции Центрального федерального округа. О том, как обеспечивается безопасность на Московском центральном кольце, какие самые распространенные правонарушения и преступления на транспортных объектах региона и как будут работать транспортные полицейские в новогодние праздники - об этом в интервью старшему корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Елене Демиденко рассказал начальник управления на транспорте МВД России по ЦФО генерал-майор полиции Олег Калинкин.

Елена Демиденко (Е.Д.): Сотрудники УТ МВД России по ЦФО несут службу в пригородных поездах столичного региона и близлежащих областей. Сколько электричек в сутки вы сопровождаете? Почему на одних маршрутах есть патрули, а на других – нет? За какие правонарушения полицейские чаще всего задерживают пассажиров электропоездов?

Олег Калинкин (О.К.): Действительно, наши сотрудники обеспечивают общественный порядок и безопасность в электропоездах. В сутки наряды транспортной полиции Центрального федерального округа сопровождают более 700 поездов пригородного сообщения. Всего за 10 месяцев 2017 г. мы обеспечили безопасность 220 тыс. пригородных поездов. Цифра большая, но она на порядок меньше общего количества вышедших за это время электричек – их более 1 млн. Выставить патруль в каждый поезд невозможно, да, зачастую и не нужно. А назначение сопровождения происходит следующим образом: каждый месяц во всех линуправлениях и линотделах анализируется криминогенная ситуация на участке оперативного обслуживания.

Е.Д.: Берутся ли поезда, на которых наиболее часто происходят нарушения, под особый контроль?

О.К.: Поезда, где зафиксировано наибольшее количество правонарушений или преступлений, берутся под сопровождение в обязательном порядке. Обязательно полицейские присутствуют в ранних утренних и поздних вечерних электричках. Учитывается день недели, сезон, праздничные и массовые мероприятия, футбольные матчи. Мы получаем информацию от ЦППК, от организаторов мероприятий, заранее делаем расчет сил и средств, чтобы обеспечить безопасность. Наряды полиции направляются туда, где они нужнее всего. Как только ситуацию на определенном направлении удается стабилизировать, наряды направляются на другие маршруты. Но больше всего патрулей в столичной зоне – это действительно самый сложный участок. Здесь самое большое количество людей пользуется электропоездами.

Е.Д.: Какова статистика правонарушений на пригородных железнодорожных направлениях Центрального федерального округа?

О.К.: Статистика по пригороду за 10 месяцев 2017 г. такова: зарегистрировано около 800 преступлений и около 5 тыс. административных правонарушений. Чаще всего в пригородных поездах совершаются кражи, их зарегистрировано порядка 600. Причина простая: пассажиры засыпают в дороге, а их вещи кто-то забирает себе. Или попутчики присваивают предметы, забытые уже покинувшим вагон пассажиром. Зафиксировано в электричках порядка 40 случаев вандализма, порядка 30 случаев грабежей. Среди административных правонарушений чаще всего регистрируется курение в неположенных местах, распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, несанкционированная торговля.

Е.Д.: А как работает кнопка «Полиция», которая есть в каждом вагоне пригородного поезда? Есть ли нормативы прибытия нарядов по такому вызову?

О.К.: Важно понимать, что связь через переговорное устройство устанавливается не с полицией, а с машинистом поезда. Если в составе есть наряд сопровождения, то машинист тут же с ним связывается и просит подойти в указанный вагон. А если патруля нет, то машинист незамедлительно передает информацию дежурному по ближайшей железнодорожной станции, а тот уже – в полицию. Оповещение мгновенное. На ближайшем остановочном пункте полицейские – транспортные или территориальные – подсядут в вагон. Нормативов в этом случае как таковых нет, оперативность реагирования зависит от протяженности перегона между станциями.

Е.Д.: Вы упомянули о том, что одним из основных видов правонарушений в подвижном составе является несанкционированная торговля. А как транспортная полиция борется с нелегальными продавцами и в электричках, и на станциях, и на близлежащей территории?

О.К.: За 10 месяцев 2017 г. сотрудники УТ МВД России по ЦФО выявили и пресекли более 6 тыс. фактов несанкционированной торговли на транспорте. Преимущественно – в пригородных поездах и на станциях Московской зоны. По всем фактам составлены протоколы об административных правонарушениях, которые впоследствии переданы в мировые суды. Те, в свою очередь, наложили на торговцев штрафы на общую сумму 2 млн. руб. Транспортные полицейские совместно с коллегами из территориальных ОМВД регулярно проводят профилактические рейды по пресечению нелегальной торговли. Но тут есть еще одна составляющая – зачастую торгуют лица пенсионного возраста, их препровождение в дежурную часть для составления протоколов часто сопровождается недовольством окружающих лиц. В подвижном составе всех торговцев «отловить» невозможно. Хотя бы потому, что наряды полиции есть не в каждом поезде. Но и выявленные нелегальные торговцы, заплатив штраф, снова возвращаются в электрички. Сегодня это игра в кошки-мышки и, на мой взгляд, не самая эффективная мера правоохранительной направленности.

Е.Д.: То есть, нелегальную торговлю в пригороде одолеть невозможно?

О.К.: Возможно. Но механизмы нужны иные. Спрос пассажиров на всякие мелочи, которые они могут купить за 200-300 руб., удовлетворяют коробейники. А официальная ниша пустая – те же мелочи человек может купить на станции, в автомате или ларьке. И тогда у него не будет необходимости покупать наушники, ручки, брелоки или зарядки для телефонов у нелегальных продавцов. Почему бы не сделать официальную компанию, которая будет предлагать пассажирам те же прохладительные напитки или мороженое? Но вопрос нужно решать комплексно – и городу, и области, и железной дороге, и компаниям, в чьем управлении находятся платформы. И делать это нужно. Ведь если убрать спрос, у нелегальных торговцев не будет резона выходить в поезда и мешать проезду пассажиров.

Е.Д.: Еще одна проблема, которая доставляет массу неудобств и находится на стыке зон ответственности – таксисты на привокзальных площадях. Как решается эта проблема?

О.К. : Сотрудники транспортной полиции на постоянной основе проводят мероприятия «Нелегальный таксист», направленные на выявление лиц, занимающихся нелегальной предпринимательской деятельностью в сфере пассажирских перевозок. В таких мероприятиях всегда задействуются также подразделения ГИБДД, курирующих транспортных прокуратур и Московской автодорожной инспекции. Реконструкция привокзальных площадей и реорганизация на них дорожного движения в этой работе очень помогают. Нелегальным извозчикам там теперь просто негде стоять. А где проблема все-таки сохраняется, мы действуем точечно. К примеру, мы заранее оповещаем ГИБДД о том, что на тот же Казанский вокзал должен прибыть «аншлаговый» поезд. В указанное время на привокзальной площади выставляются экипажи дорожно-патрульной службы.

Е.Д.: Как строится работа ваших подчиненных, обслуживающих Московское центральное кольцо? Как делятся зоны ответственности на транспортно-пересадочных узлах между транспортными полицейскими и их коллегами из УВД на Московском метрополитене?

О.К.: Подразделение, работающее на МЦК – это линейный отдел полиции на станции «Москва-Окружная», являющийся частью линуправления на станции Москва-Павелецкая. Территориально он находится в пяти минутах ходьбы от платформы МЦК «Лихоборы». Отмечу, что здание для размещения отдела нам выделено и отремонтировано при помощи Московской железной дороги и правительства Москвы. В текущем году по программе «Безопасный город» выделены существенные суммы для технической оснащенности подразделения. Личный состав подразделения – это в основном сотрудники патрульно-постовой службы, которые несут службу, как на станциях, так и в подвижном составе.

Е.Д.: Привлекаются ли пешие патрули к работе на МЦК?

О.К.: Всего в сутки на МЦК выходит до 10 парных пеших патрулей. Отмечу, что помимо представителей органов внутренних дел на транспорте безопасность и правопорядок на кольце обеспечивают сотрудники ведомственной охраны железнодорожного транспорта, частных охранных предприятий и служб транспортной безопасности. Мы находимся в постоянном взаимодействии.Что касается разделения зон ответственности на транспортно-пересадочных узлах (ТПУ), то здесь мы соседствуем не только с коллегами из метрополитена, но и из территориальных ОМВД. Четких границ нет, линии разграничения зафиксированы в соответствующих соглашениях. Есть объекты, которые мы перекрываем полностью, а есть пункты, где работают сотрудники УВД на московском метрополитене. Одно могу сказать точно – пассажир не должен задумываться о том, куда ему нужно обращаться в случае необходимости. Он подойдет к любому сотруднику полиции, и помощь ему окажут.

Е.Д.: Какие правонарушения они чаще всего фиксируют на платформах и в поездах МЦК?

О.К.: За 10 месяцев 2017 г. на МЦК зафиксировано более 3 тыс. административных правонарушений. Наиболее распространенные из них: курение в неположенных местах, несанкционированный переход ж/д путей, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах.

Е.Д.: Чуть ли не ежедневно поступают сообщения о травмировании людей поездами в Москве и ближайших районах области. Вы анализировали ситуацию? Не могли бы назвать причины, которые приводят к таким последствиям?

О.К.: Да, безусловно, ситуацию мы изучаем. Более 90% травмирований происходит в результате нарушения гражданами правил поведения на дороге. Конечно, сегодня существует такая проблема, что железнодорожные пути не везде огорожены. Но о чем можно говорить, когда люди попадают под локомотив даже на переходах, оборудованных «змейками» и светофорами? Пытаясь сэкономить деньги за проезд или пару минут на переходе, граждане прыгают с платформ перед приближающимися поездами. Через рельсы шагают в неположенных местах, в капюшонах, разговаривая по телефону. А ведь выжить, попав под поезд, шансов крайне мало. За неполный 2017 г. на территории Центрального федерального округа травмы получили почти 1 тыс граждан, из них более 600 человек – погибли. В том числе 98 несовершеннолетних пострадали, 42 – погибли.

Е.Д.: На каких железнодорожных направлениях эти инциденты происходят чаще всего?

О.К.: Самыми травмоопасными участками Московского транспортного узла я назову Казанское, Курское, Ярославское, Савеловское и Белорусское направления. Травмирование граждан обусловлено развитием инфраструктуры регионов – строительством супермаркетов, рынков, жилых микрорайонов в непосредственной близости от железной дороги. При этом внедряются скоростные виды подвижного состава, а эти поезда не гремят так, как старые электрички, их приближение порой и не услышишь. А люди привыкают жить рядом с путями, они перестают реально оценивать ее опасность. Московская железная дорога тоже отслеживает ситуацию – строит надземные переходы, устанавливает ограждения. Но есть так называемые «народные тропы», которые как ни перегораживай, все равно люди лаз найдут. Мы проводим профилактические рейды – за 10 месяцев 2017 г. их было более 3,5 тыс. Мы беседуем с родителями, которые переходят железную дорогу в неположенном месте со своими детьми, приходим в школы, особенно перед новогодними праздниками, летними каникулами, разъясняем правила поведения. За нарушения правил поведения на железной дороге к административной ответственности привлечены 27 тыс. граждан. Это и за переходы в неположенных местах, и за зацеперство, и другие правонарушения.

Е.Д.: Зацеперство – достаточно громкая тема. Она повсеместно обсуждается. Предлагаются различные методы борьбы с этим экстремальным развлечением. А как противодействует ему транспортная полиция?

О.К. : За 10 месяцев 2017 г. на нашей территории пострадали 10 взрослых зацеперов и 33 несовершеннолетних. Погибли 14 взрослых и 9 юных экстремалов. А противодействуем мы рейдами, привлечением к административной ответственности и профилактическими беседами. За прошедшее с начала года время транспортные полицейские выявили 235 зацеперов, 111 из них привлечены к ответственности. Наши сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и представители транспортной прокуратуры провели 12,5 тыс. профилактических бесед. Их цель – убедить детей не развлекаться на дороге, предостеречь, рассказать об опасностях.

Е.Д.: Массовое закрытие Роскомнадзором сайтов, содержащих «зацеперский» контент помогают бороться с этим явлением?

О.К.: Да, безусловно. В первую очередь это помогает оградить несовершеннолетних от роликов, насмотревшись которых, они станут точно также ездить на подножках и крышах поездов. У нас есть специальная группа мониторинга, которая выявляет подобные сайты и страницы соцсетей, работает с подростками в соцсетях, показывая последствия экстремального поведения на транспорте. За год она передала в Роскомнадзор информацию о 180 ресурсах, содержащих опасный контент. Из них 125 страниц позже заблокировали.

Е.Д.: В соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности, на всех вокзалах введен досмотр пассажиров и их багажа. Но делать это уполномочены только сотрудники специальных подразделений безопасности, они же обеспечивают защищенность объектов, в том числе и от террористических угроз. А какова роль транспортной полиции в новой конфигурации безопасности?

О.К.: Да, по федеральному закону «О транспортной безопасности», обеспечивать его защищенность должны собственники инфраструктуры. К примеру, досматривать багаж на специальной технике могут только специально отобранные, подготовленные и аттестованные работники. При этом составлять административные протоколы о нарушениях правил транспортной безопасности должны сотрудники правоохранительных органов. Изымать предметы, запрещенные к проносу в «стерильную» зону, тоже должны полицейские. Задерживать граждан, пытающихся нарушить требования законодательства о транспортной безопасности (например, пройти на вокзал без досмотра) уполномочены представители органов внутренних дел.

Е.Д.: А вам как-то помогает в работе введение столь жестких норм безопасности?

О.К.: Да, конечно. Тщательный входной контроль в целом оздоровил ситуацию на объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того, на вокзалах и в аэропортах повсеместно установлено видеонаблюдение, в том числе и с функцией распознавания лиц. Мы имеем доступ к видеоархиву. Это помогает раскрывать многие преступления по «горячим» следам.

Е.Д.: В начале беседы мы подробно говорили о криминогенной ситуации на железной дороге. А каковы наиболее распространенные виды преступлений на транспорте ЦФО в целом?

О.К.: В общей структуре преступности преобладают кражи чужого имущества, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и экономики. За 10 месяцев 2017 года на объектах транспорта, входящих в зону оперативного обслуживания УТ МВД России по ЦФО совершено более 3 тыс. краж, что составило почти половину от общего количества зарегистрированных преступлений. Их раскрываемость составляет 46% . Каждое пятое преступление выявлено в сфере незаконного оборота наркотиков, из них раскрыто 82% . При этом из незаконного оборота изъято более 30 кг наркотических веществ.

Е.Д.: В апреле 2017 г. радикально ужесточено законодательство о хулиганстве на транспорте. Насколько это отразилось на оперативной обстановке?

О.К.: Указанные нормы применяются в первую очередь к хулиганам на авиатранспорте. В настоящее время сотрудники подразделений УТ МВД России по ЦФО в отношении граждан, нарушающих общественный порядок на борту воздушного судна, успешно применяется п. «в» ст. 213 УК РФ (Хулиганство на транспорте). Уже к ответственности привлечены пять авиадебоширов, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Мера действенная. Если раньше буйные пассажиры наказывались штрафом в размере от 500 до 5 тыс. руб., либо арестом на 15 суток, то сейчас за неправомерные действия на борту грозит штраф от 300 до 500 тыс. руб., либо лишение свободы до пяти лет. Отмечу, что в 2017 г. снизилось количество граждан, чье состояние не позволяло допустить их на авиарейс. Если в прошлом году таких пассажиров было 324, то в этом – 246.

Е.Д.: А как транспортные полицейские ЦФО будут работать во время новогодних праздников?

О.К.: Однозначно – в усиленном режиме. Причем важен даже не сам период каникул, а предновогодняя пора. Это действительно напряженное время. При этом именно несовершеннолетние являются объектом нашего пристального внимания. На Кремлевскую елку будут прибывать дети из разных регионов страны как железнодорожным, так и авиационным транспортом. Нам нужно обеспечить их безопасность на объекте транспорта, встретить группы детей, сопроводить через так называемые коридоры безопасности, обеспечить сохранность вещей и обязательно рассказать о правилах безопасности. С этой же целью мы пойдем и в учебные заведения, будем проводить профилактическую работу. В предновогодний период в Москву приедет много гостей, и жители области, которые едут за подарками в столицу, и огромное количество участников праздничных корпоративов, которые возвращаются домой на электричках. Граждане в состоянии алкогольного опьянения могут, как спровоцировать конфликтную ситуацию, так и сами стать жертвой преступников. В это период будет усиливаться сопровождение пригородных поездов полицейскими.

Е.Д.: Чему будет уделяться особое внимание?

О.К.: Особое внимание обращаем на сохранность имущества и багажа граждан. В предпраздничный период, когда пассажиропоток увеличивается в разы, на столичных объектах транспорта могут активизироваться так называемые преступники-гастролеры. Наши сотрудники уголовного розыска готовы и к такому развитию ситуации. Мы комплексно подходим к обеспечению безопасности на объектах транспорта. В этот период будем взаимодействовать и с сотрудниками Росгвардии, и с коллегами из московской полиции, и с народными дружинниками, и работниками служб транспортной безопасности, частных охранных предприятий. В обязательном порядке привлекаем к работе сотрудников своей кинологической службы.

Рубрика: Транспорт

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок