Меню Поиск

Закрыть

Неизвестный ранее «Экспромт» Д.Шостаковича внесен в реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы

22.09.2017 15:24

Неизвестный ранее «Экспромт» Д.Шостаковича внесен в реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы

Теги: Музыка , архив , Композиторы

Неизвестное ранее произведение «Экспромт» композитора Дмитрия Шостаковича внесено в реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы, сообщили в пресс-службе главного архивного управления столицы.

«Главное архивное управление Москвы включило ранее неизвестное произведение Д.Шостаковича в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы. Неизвестная ранее пьеса «Экспромт» знаменитого советского композитора и музыканта Д.Шостаковича обнаружена в личном фонде народного артиста РСФСР Вадима Борисовского, хранящегося в государственном архиве столицы», - говорится в сообщении.

Как уточняется, подлинность и уникальность рукописи подтверждены заключениями экспертов Российского института истории искусств и архива Д.Шостаковича Музея музыкальной культуры им. М.Глинки. «Исключительная ценность автографа пьесы «Экспромт» для изучения композиторского феномена Шостаковича и истории отечественного музыкального искусства в целом, представляется несомненной», - подчеркнули в пресс-службе.

Там пояснили, что автограф состоит из двух листов, заполненных рукой автора с лицевых сторон. На одном листе выписана партитура альта, а на другом - партитура сочинения. Пьеса (миниатюра) озаглавлена «Экспромт», снабжена темповыми обозначениями (Adagio – Allegro); в правых верхних углах проставлены роспись, номер опуса 33, дата и место создания (2/V 1931, Ленинград). Под нотным текстом партии альта имеется дарственная надпись: «Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д.Шостакович 2/V 1931, Ленинград». По мнению музыковедов, адресатом дарственной надписи был Александр Рывкин, альтист, один из основателей Квартета им. Глазунова. Отмечается, что обстоятельства первой встречи Д.Шостаковича с А.Рывкиным и причины, по которым подаренная А.Рывкину пьеса «Экспромт» в результате попала к другому альтисту, Вадиму Борисовскому, неизвестны и требуют отдельного изучения. Согласно дарственной надписи можно утверждать, что знакомство композитора с альтистом, ознаменовавшееся новым опусом, произошло 2 мая 1931 г., в день сочинения и дарения, пояснили в пресс-службе.

«По словам экспертов, пьеса сочинялась спонтанно, «на случай»: об этом говорят ее название, точная дата и дарственная надпись. Текст в автографе представлен характерной для Д.Шостаковича «скорописью». В партитуре композитор пользуется знаками повторов в аккомпанементе, а в нижней части листа, из-за нехватки места, сокращает партию фортепиано до одной строки. Однако нотный текст пьесы полностью читается, а в концерте – легко реконструируется, и может быть исполнен. Миниатюра снабжена номером опуса - свидетельством высокой авторской оценки композитора в момент создания произведения, позволившей Д.Шостаковичу включить написанную в «один присест» камерно-инструментальную миниатюру в свой «Список сочинений» (опусник). Впоследствии опусный номер 33 Д.Шостакович отдаст музыке к кинофильму «Встречный» («Песня о встречном», Нас утро встречает прохладой)», - пояснили в пресс-службе.

Там также подчеркнули, что единственным примером тембрового сочетания альта и фортепиано в камерно-инструментальном наследии Д.Шостаковича до сих пор считалась Соната для альта и фортепиано опус 147 (1975 г.), последнее сочинение композитора. Пьеса «Экспромт» доказывает, что у сонаты был тембровый предшественник.

«На основании предоставленного специалистами заключения, Центральная экспертная комиссия Главархива Москвы включила нотный автографа Д.Шостаковича - пьесы для альта и фортепиано «Экспромт» - в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы», - заключили в пресс-службе.

Рубрика: Культура , Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок