Меню Поиск

Закрыть

Таможня в январе-сентябре пресекла в Домодедово незаконный провоз денег пассажирами на 70 млн руб. (интервью)

26.10.2016 14:00

Таможня в январе-сентябре пресекла в Домодедово незаконный провоз денег пассажирами на 70 млн руб. (интервью)

Теги: Наркотики , Деньги , Животные , Доллары , Рубли , Евро , аэропорты , контрабанда , Жуковский , Нарушения , Обезьяны , Кинологи , таможня , Домодедово , Черепаха , Драгоценности

Около 70 млн руб. было изъято у пассажиров аэропорта Домодедово таможней в 2016 г. Об этом, а также о том, на какой сезон приходится пик провоза контрабанды и какие нововведения ожидаются в аэропорту Жуковский в связи с открытием новых рейсов, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Карине Степановой рассказал и.о. начальника Домодедовской таможни подполковник таможенной службы Александр Берзан.

Карина Степанова (К.С.): Федеральная таможенная служба России 25 октября праздновала свое 25-летие. Что изменилось за эти 25 лет для Домодедовской таможни?

Александр Берзан (А.Б.): За эти годы в нашей работе произошли существенные изменения. 25 лет назад у нас закончилась монополия государства на внешнеэкономическую деятельность. При СССР основной задачей при оформлении грузов являлась проверка соответствия того, что заявлено в документах, и того, что фактически перемещалось. Круг задач был достаточно узким. После отмены государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность на этот рынок пришло много коммерческих организаций, физические лица тоже стали заниматься перевозкой. Объем операций сильно увеличился. Наша страна заняла важное место на мировой торговой арене, и таможне нужно было соответствовать мировым требованиям. Сейчас у нас есть новые инструменты и методы, новые программные средства. Мы адаптировались к современным общемировым стандартам деятельности таможни. Например, если 25 лет назад мы работали только с бумажными документами, то сегодня у нас электронное декларирование. Скорость операций существенно увеличилась. Также изменились правила перевозки различных товаров. 25 лет назад мы были всего лишь таможенным постом Шереметьевской таможни, со штатной численностью в пять человек. Сегодня в Домодедовской таможне работает почти 900 человек, и мы являемся одной из самых крупных таможен в России.

На протяжении пяти-семи лет у нас была возможность посещать зарубежные таможенные службы, обмениваться опытом, смотреть, как они работают. Мы изучали, что возможно применить в наших реалиях. Не все сразу получалось. В начале 2000-х гг. в аэропорту Домодедово было предложено ввести уникальную систему - сдавать багаж вылетающих пассажиров до проведения таможенного контроля. Это была революция. Нигде в России не было такой схемы. Для таможни были определенные сложности - нужно было перестраивать всю работу. Но эту технологию запустили, и сегодня мы видим, что ее распространили на многие таможни России, потому что она более эффективна. Для нас стало очевидно, что таможня не может использовать консервативные подходы. Аэропорт Домодедово развивается и активно расширяется. В течение 2000-х гг. прирост пассажиров был по 1,5-2 млн человек ежегодно, с 2010 г. - по 2-3 млн в год. Это серьезные показатели. Мы должны были максимально эффективно использовать наши ресурсы.

К.С.: Какие новые технологии используются в работе таможни сейчас?

А.Б.: Сегодня мы стараемся реализовать лучшие мировые наработки. Мы стремимся не быть догоняющими, но выбиваться вперед и применять наиболее передовые технологии. Например, сегодня всего несколько стран пытаются внедрять и применять электронный Карнет АТА (Карнет АТА - международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров, - прим. Агентства «Москва»), и имеют практическую программу его реализации. Китай, Бельгия, Франция, и четвертая страна - Россия. Остальные страны только присматриваются.

Сейчас в Домодедово строится второй терминал, Т2. К чемпионату мира по футболу 2018 г. аэропорт должен завершить его строительство. В планировке этого терминала мы постарались внедрить все наработки, которые мы видели у отечественных и иностранных коллег. И в этих планировках мы заложили возможность трансформации. Если что-то нужно будет скорректировать, можно будет переносить перегородки, менять направление движения, выделять для «зеленого» или «красного» канала больше или меньше места. С 1 октября в Домодедовской таможне работает отдел по внедрению перспективных таможенных технологий. Это единственный отдел во всех авиационных таможнях. На его базе мы собрали все наши наработки, планируем и дальше их развивать и внедрять не только в нашей таможне, но и по всей России. Мы смотрим в будущее и планируем внедрять те технологии, которые будут востребованы в перспективе. И мы ориентируем на это весь наш коллектив.

К.С.: Чем, на ваш взгляд, отличается работа таможни Домодедово от работы таможен других аэропортов? Какой контрабанды больше всего в Домодедово и почему? Например, я много раз слышала, что в Домодедово чаще всего пытаются перевезти животных.

А.Б.: Если мы говорим именно о задержаниях, то основное отличие связано с тем, что есть определенные направления, откуда чаще всего везут конкретный вид контрабанды. Действительно, по количеству задержанных животных мы находимся на первом месте среди трех московских аэропортов. Это связано с тем, что у нас много направлений из Юго-Восточной Азии, откуда часто пытаются перевозить животных.
У нас есть рейсы из Латинской Америки, где производится кокаин, и некоторых других стран, где производятся наркотические и психотропные средства. Поэтому мы часто задерживаем контрабандистов с наркотиками. На рейсах из Швейцарии часто бывают попытки контрабанды часов. Еще есть, например, традиционный рынок стоматологического оборудования - Израиль. Большая часть рейсов в Израиль осуществляются из аэропорта Домодедово. Поэтому часто бывают попытки ввезти под видом товаров для личного пользования большие количества имплантов, стоматологических инструментов.

К.С.: Что чаще всего пытаются нелегально провезти пассажиры Домодедово?

А.Б.: Порядка 40% случаев связаны с незадекларированной валютой, около 35% от общего количества уголовных дел - это контрабанда наркотических и психотропных веществ. Остальное - животные, ювелирные изделия и прочее.

К.С.: Как прошли сентябрь и начало октября на таможне? Возможно, были какие-то интересные случаи?

А.Б.: У нас было задержание по наркотикам - пассажир пытался провезти 400 гр. кокаина, спрятав небольшой пакет с ним в куртке. Также было выявление психотропного наркотического вещества - диметилтриптамина. Это вещество называют «напитком шаманов» - часто его используют при проведении обрядов. Диметилтриптамин производят и используют в Южной Америке. Подобного рода обряды проводят и в других местах. Пассажир пытался провезти бутылки с таким веществом, утверждал, что это чай для медитации. Чай для медитации был задержан, и в ходе экспертизы было установлено, что это наркотическое вещество, запрещенное к перемещению. Было возбуждено уголовное дело, ведется расследование по данному факту. В начале октября пассажир, летевший транзитом из Гонконга через Дубай, пытался незаконно ввезти 28 ящериц и две змеи.

К.С.: Какие самые интересные случаи попыток провоза контрабанды были на вашей памяти?

А.Б.: Одно время был такой способ провозить наркотики - контрабандисты пропитывали кокаином одежду, затем высушивали. Сотрудники Домодедовской таможни выявляли несколько таких случаев. В прошлом году было задержание, когда наркотики провозились в жидком виде в желудке. Наркотик был растворен, помещен в презервативы и проглочен. У инспектора, который это выявил, сработала профессиональная интуиция. Были проведены все необходимые мероприятия, сделано промывание желудка, извлечены проглоченные предметы и сделана последующая экспертиза содержимого. Результат экспертизы был однозначен - пассажир провозил наркотики.

Было интересное задержание, когда пытались ввезти наркотики, спрятанные в яблоках и орехах, у которых была вырезана внутренняя часть. Туда было вложено наркотическое вещество, закрыто и замаскировано. Один пассажир вез бутылки с ромом. Ничего не вызывало подозрений внешне, а экспертиза показала, что в бутылке находится растворенный кокаин. За два года уже было выявлено несколько попыток провоза наркотиков таким способом.

У другого пассажира была найдена книга, между страниц которой были вложены листы сусального золота. Он признал вину, пытался отвлечь внимание. Но инспектор провел полный досмотр его вещей. Оказалось, что у гражданина были и другие сокрытия, в том числе ювелирные изделия.

Были интересные задержания бриллиантов. Однажды инспектор заметил в бутылке с водой у одного из пассажиров мелкие камни. Оказалось, что в бутылке бриллианты стоимостью более 2 млн долл. Были случаи, когда контрабандисты вшивали бриллианты в швы одежды и белья.

Большинство пассажиров нарушают таможенное законодательство по незнанию, либо по наивной уверенности, что они не попадутся. Однако есть небольшой круг профессиональных контрабандистов. Они очень серьезно подходят к мероприятию - придумывают разные способы сокрытия, отвлечения внимания инспекторов и служебных собак. Существует очень много приемов. Но мы тоже не стоим на месте, изучаем разные случаи, делимся опытом с коллегами.

Иногда при устном опросе между пассажиром и инспектором возникает недопонимание - гражданин может посчитать, что некоторые вопросы неуместны. Например, однажды сотрудник таможни остановил пассажира, прилетевшего из Швейцарии, и спросил о стоимости часов на его руке. Есть ограничение - часы стоимостью свыше 10 тыс. евро нужно декларировать, поэтому вопрос был вполне оправдан. Пассажир воспринял это как придирку, устроил скандал. Мы не знаем заранее, везет ли данный пассажир контрабанду. Очень важно, чтобы пассажиры с пониманием относились к тем действиям, которые совершают инспектора, потому что работа таможни проводится, в том числе, и для защиты самих граждан.

К.С.: Сколько было случаев нелегального провоза крупных сумм денег в этом году? Сколько всего денег было изъято у пассажиров с начала года? В какой валюте чаще всего пытаются провезти деньги?

А.Б.: Чаще всего перемещаются доллары, евро и рубли. Из изъятых нами денег примерно половина - доллары, еще 25% - рубли и 25% - евро. Бывают и экзотические случаи, например, венесуэльский боливар, но это редкость. С начала года было зафиксировано почти 1,1 тыс. случаев незадекларированного провоза наличных денежных средств. Всего с начала 2016 г. у пассажиров аэропорта Домодедово было изъято около 70 млн руб. в эквиваленте. Около 17 млн руб. уже было перечислено в бюджет в виде штрафов. Мы ведем информационную работу, каждый раз объясняем, что суммы свыше 10 тыс. долларов нужно декларировать, и это занимает считанные минуты. Был создан портал, где в интерактивной форме показано, как и что нужно делать, чтобы по незнанию не нарушить таможенное законодательство. Сегодня у нас достаточно много задержаний по валюте, примерно половина от всех уголовных дел связана с валютой. Однако по сравнению с прошлым годом таких задержаний стало меньше. Количество нарушений провоза денежных средств снизилось примерно на 5% в 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уверен, что в ближайшем будущем мы добьемся того, что сознательность пассажиров повысится еще больше.

К.С.: Сколько драгоценностей пассажиры пытались нелегально провезти через Домодедово с начала года?

А.Б.: За девять месяцев 2016 г. было изъято ювелирных изделий, часов, драгоценных и полудрагоценных камней на 128 млн руб. Количество незадекларированных ювелирных изделий составило более 2,5 тыс. единиц.

К.С.: А сколько наркотиков было задержано за тот же период?

А.Б.: Почти 15 кг наркотических средств было задержано на Домодедовской таможне за девять месяцев 2016 г.

К.С.: Бывают ли какие-либо сезонные колебания в работе таможни?

А.Б.: Да, сезонные колебания существуют. Чем больше пассажиров или грузов перемещается, тем больше мы выявляем нарушений. Есть два основных пика провоза контрабанды: летний период и новогодние праздники.

К.С.: Как используются собаки на таможне? Сколько собак состоит на службе у Домодедово? Планируется ли изменять их количество?

А.Б.: Собак у нас больше десяти, есть кинологический центр. Мы достаточно большое внимание уделяем данной службе. Собака - это уникальный помощник для инспектора. Количество собак планируется изменять с учетом потребностей и возможностей (например, наличия подготовленных кинологов). Сейчас проводится обучение животных во всей системе таможен, и в Домодедово в частности.
Аэропорт Жуковский тоже относится к нашей таможне. Это совершенно новый аэропорт, и там тоже нужно будет применять кинологическую службу. Как минимум несколько собак и кинологов мы планируем направить туда по мере появления новых зарубежных рейсов. Количество собак будет зависеть от количества пассажиров. На территории аэровокзала уже есть необходимые помещения, там предусмотрен кинологический центр для всех служб.

К.С.: Домодедовская таможня уже начала работать в Жуковском?

А.Б.: Аэродром Раменское существовал и до создания аэропорта. Там были в основном грузовые перевозки, проводился МАКС. Плюс рейсы МЧС, это их аэропорт базирования. Таможенники там находились все это время и осуществляли все необходимые мероприятия. Сегодня идет адаптация к новым условиям. Мы набрали порядка 25 человек для работы в Жуковском, они уже состоят в штате и на данный момент проходят активное обучение на базе аэропорта Домодедово. Набор у нас шел все лето, продолжается и сейчас. Процесс обучения длится достаточно долго, нужно многое попробовать на практике, подготовиться психологически к общению с пассажирами. Как только начнутся регулярные международные рейсы (кроме стран Таможенного Союза), эти инспекторы будут направлены в Жуковский, и будут применять полученные знания на практике. В конечном итоге там будут работать как опытные сотрудники, так и новые.

К.С.: А вообще часто выявлялась контрабанда в Жуковском? И были ли такие случаи в этом году?

А.Б.: На данный момент в аэропорту действуют рейсы в Беларусь, но эта страна относится к Таможенному Союзу, и таможенный контроль там не проводится. Остальные рейсы – грузовые, рейсы МЧС, предприятий авиакосмической отрасли, которые базируются на аэродроме и перемещают самолеты, запчасти. Участники таких перевозок достаточно квалифицированные и осознают свою ответственность. Система у них выстроена таким образом, что правила, установленные государством, они выполняют в полном объеме. Естественно, их не освобождают от таможенного контроля, но по результатам проверок ничего обнаружено не было. Случаев контрабанды в аэропорту Жуковский в 2016 г. не выявлялось.

К.С.: С начала года в Домодедово задержали 240 нелегально перевозимых животных. Что с ними сейчас?

А.Б.: Ко всем задержаниям животных у нас очень внимательный подход. При нелегальной перевозке контрабандисты с животными не церемонятся - их усыпляют, запихивают в коробки и чемоданы. За долгие перелеты животным порой наносится непоправимый ущерб, они часто погибают. Изъятые животные направляются в специальные центры реабилитации, где они в достойных условиях могут содержаться, там же им оказывается ветеринарная помощь. Затем, по результатам рассмотрения дела, решается их судьба. Они либо передаются в специальные центры, например, в зоопарки, либо возвращаются в естественную среду обитания (если они были пойманы на воле). Решения об их дальнейшей судьбе принимаются совместно со службами по охране природы. Дальнейшая судьба животных, к сожалению, не всегда известна таможне. Мы можем выявить факт контрабанды, провести необходимые действия, дальше дело передается в МВД.

К.С.: Животных всегда перевозят спящими?

А.Б.: Крупных - всегда, например, обезьян, лемуров - они могут кричать. А таких, как черепахи и ящерицы, не усыпляют, потому что они никак не проявляют себя.

К.С.: В СМИ сообщалось, что у пассажирки Домодедово изъяли старинную икону из-за отсутствия документов на нее. Уже разрешилась эта история? Что будет с иконой?

А.Б.: История этой иконы довольно интересна и началась сто лет назад. У нас был определенный период в истории, когда отношение к религии было негативным. Многие храмы разрушались, и неравнодушные, искренне верующие люди спасали иконы. Пассажирка, туристка, купила старинную икону на рынке. Она хотела ее вывезти из страны, но та, как оказалось, представляет культурную ценность. Эта история освещалась в средствах массовой информации. И на эти репортажи откликнулся один пожилой мужчина. Подобная икона, спасенная из разрушенного храма, была у них семейной ценностью. Около десяти лет назад ее украли. Эта икона и та, которая была найдена у пассажирки, были очень похожи. Тот человек связался с нами через телеканал, мы пригласили его к нам. К сожалению, найденная нами икона оказалась просто похожей на ту, которую украли у его семьи.
Я думаю, такие истории еще будут, так как немало икон было утеряно. Есть некая чудесная составляющая в том, что икона сохраняется, проносится через время. Это возможно благодаря трепетному отношению, уважению к ней. Судьба этой иконы пока решается, идет рассмотрение дела. Скорее всего она будет передана религиозным организациям. Хорошо, что она не была утрачена и сохранилась у нас в стране.

Рубрика: Общество , Транспорт

Тема: Аэропорт Домодедово Следить за темой

Другие материалы по теме: 279 1

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок