Меню Поиск

Закрыть

Власти Москвы не планируют строить новые станции метро в «дворцовом» стиле, как в советское время (интервью)

23.09.2016 16:25

Власти Москвы не планируют строить новые станции метро в «дворцовом» стиле, как в советское время (интервью)

Теги: Строительство , Метро , архитектура , Набережные , Станции , Воробьевы горы , Москомархитектура

Власти столицы не планируют строить новые станции Московского метрополитена в «дворцовом» стиле, как было принято в советскую эпоху. Об этом, а также сколько всего планируется благоустроить набережных, сколько канатных дорог появится в столице и какое влияние могут оказать типовые проекты на городскую архитектуру, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Кармановой сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Екатерина Карманова (Е.К.): Сергей Олегович, в ближайшие годы планируется благоустроить более 100 км набережных Москвы-реки. Как они будут выглядеть. Что интересного и где ждет москвичей?

Сергей Кузнецов (С.К.): Все набережные Москвы будут разные. В рамках концепции благоустройства Москвы-реки мы разработали три типа набережных – городские, природные, смешанные. Наша основная идея была сделать их обитаемыми, интересными, где-то проложить транспортную инфраструктуру, необходимую для обслуживания территории. Сейчас 60% набережных не удобны для использования.

Сегодня, помимо знаковых точек вроде «Зарядья», «Лужников», Кремлевской набережной, ведутся активные работы на двух крупных участках. Во-первых, это набережная ЗИЛа протяженностью около 11 км, которая будет приспособлена как для транспорта, так и для пешеходов. Она будет иметь большое количество общественных функций и хорошую рекреационную зону вдоль реки, которая займет порядка 28 га. Это будет первая набережная в столице такого уровня комфорта и такого формата. Во-вторых, это запад столицы - «Москва-сити». Тут протяженность набережных по обеим сторонам реки также более 10 км – от Дорогомиловского моста до Мневников (до шлюза - прим. Агентства «Москва»). И мы планируем их продлить в сторону Карамышевской набережной. Сейчас, что ЗИЛ, что «Москва-Сити» – просто вопиющие примеры того, как неэффективно используется потенциал реки. До центра города можно добраться по воде за 15 минут, для низкоскоростного водного транспорта это очень быстро.

На западе Москвы еще порядка 40 км набережных, с которыми работает департамент природопользования. Это серьезная рекреационная зона, где-то появляются пляжи, места для спорта, отдыха и прочих полезных активностей. То есть, в сумме на сегодняшний день понятно, как будут развиваться порядка 60 км набережных. С точки зрения развития транспортного потенциала, наиболее привлекательные места – это центральный бьеф (уровень между шлюзами): от Мневников до Коломенского шлюза.

Также у нас есть Химкинское водохранилище. Там все не так проблемно, и это будет следующий этап благоустройства. Когда в 2015 г. создавалась концепция развития набережных, мы считали, что до 2035 г. можно все Химкинское водохранилище привести в порядок. По сегодняшним темпам ясно, что все можно сделать быстрее. Привести реку в порядок в течение ближайших трех лет вполне реально. Завершаются работы в «Лужниках», на Краснопресненской, Москворецкой набережных, в «Зарядье». То есть, до конца этого года и следующего мы получим несколько километров благоустроенных набережных.

В свое время набережные Москвы стали неотъемлемой часть города. Но раньше все проекты, связанные с набережными, были ориентированы на транспорт. Сегодня у нас в приоритете пешеход. Например, часть Симоновской набережной станет только пешеходной. Ее территория будет благоустроена, появятся места для отдыха и спорта. Также прошел конкурс на благоустройство набережной в Речниках, в Ривер-парке – она также будет ориентирована на горожан. Вся набережная будет протяженностью 1,5 км (это порядка 3 га). Ее обустройство разбито на две очереди. Сроки реализации 1 очереди – 2017 г., 2 очереди – 2021 г.

Е.К.: Помимо Воробьевых гор, где еще в Москве могут появиться канатные дороги? Рассматривает ли Москомархитектура подобные проекты?

С.К.: В целом, канатная дорога в городе – не очень эффективный проект. Она нужна там, где есть рельеф. Причем в городе по плоскости коридор занимает почти такое же расстояние, но для трафика лучше строить рельсовый транспорт. На Воробьевых горах есть подъем в гору, плюс речку решили перепрыгнуть. Кроме того, там нашелся инвестор, который этим занимается. Но я думаю, что эта тема большого распространения в Москве не получит.

Е.К.: Одной из промзон Москвы, которую ждет реновация, станет ЗИЛ. Существует ли какая-то общая архитектурная концепция при создании проектов планировки территорий?

С.К.: Есть общий мастер план всего ЗИЛа, который заложен в проект планировки бывшей промзоны. Есть дизайн-код всей территории. ЗИЛ делается с большим применением кирпича и в этом будет заключаться идентика этого места. Попадая в ЗИЛ, люди будут чувствовать архитектуру. То есть, будет ощущаться, что это некий район, который имеет свою идентичность. Это когда вы, например, попадаете в Нью-Йорк, в средний Манхэттен, вы понимаете, что да, это то место. Такие районы – это украшение города. К сожалению, сегодня в Москве идентичность мест мало развита. Если спросить иностранца, какие места он знает в Нью-Йорке, он назовет и Манхэттен, и Центральный парк, и Бруклин, и Бронкс, и Чайна Таун. В Москве такие места только появляются, как например, Парк Горького. Брендинг мест очень важен, он обогащает город и создает городскую легенду. Как ни странно, даже попадание в криминальные списки Гольяново – это позитивно, потому что люди узнали, что в Москве есть такой район. Ведь многие районы Нью-Йорка стали известны, через криминальную составляющую: Куинс, Бронкс. Мы, конечно, хотим стать полностью положительным примером, чтобы ЗИЛ стал таким же известным на весь мир, как модный район Москвы, где много всего интересного, где классная архитектура. Так, по этому принципу мы делаем и Ходынку.

Е.К.: В столичном метрополитене идет большая стройка. До 2020 г. планируется запустить третий пересадочный контур (ТПК). Вводиться будут новые станции. Как должно выглядеть метро будущего?

С.К.: Мы стараемся все станции метрополитена делать уникальными. Вообще, метро с точки зрения архитектуры, самый удачный объект. Сегодня тренд работы с метрополитеном – это микс технологичности, высокой степени повторяемости элементов, то есть удешевление и ускорение производства, и арт-дизайнерских приемов с этим связанных. То, что мы пропагандируем на конкурсах, получаем в результате их проведения, и то, что архитекторы уже реализуют. Это будущее метро, оно должно быстро строиться, в больших объемах, при этом дизайн должен радовать глаз. Будущие станции будут отличаться от тех, которые строили в советское время, потому что строить дворцы глубокого заложения, объективно стало дорого и неэффективно. Сегодня никто не строит готические соборы или пирамиды, хотя никто не отрицает, что это шедевры. Массовость - это общее направление мировой экономики и дизайна.

Е.К.: В ходе недавнего Архсовета вы отметили, что сегодня небоскребы и здания проектируются по новым технологиям, по примерам Бангкока и Сингапура. Какие технологии и материалы сейчас на вооружении архитекторов? Как будет выглядеть Москва через пару десятков лет? Типовые деревянные проекты, есть ли у них будущее?

С.К.: Дерево – это материал, который обладает гигантским потенциалом и который может стать абсолютно новым словом в современной архитектуре. Массовое применение деревянных конструкций – это то, чего мы пока не видим, то чем пока еще только занимается министерство строительства, и весь мир уже ушел в реализацию. Очень эффективная и перспективная тема, в силу того, что дерево – возобновляемый ресурс, а в России этого ресурса достаточно. Это экологичный и приятный в обработке материал. А для современных технологий обработки – это материал номер один. Но на сегодняшний день это еще дорогой материал, просто потому что нет производственной базы. Когда мы поменяем нормативную базу и дадим возможность деревообрабатывающей промышленности развиваться, тогда откроются новые перспективы для дерева.

Что касается типовых проектов, то я отношусь к этому прохладно. Конечно, важно иметь какие-то типовые решения, но с этим нужно быть очень осторожными. Все-таки не увлекаться, и не убить этим архитектуру. Сегодня Москве нужны не типовые проекты, а стандарты качества. То, что мы в прошлом году сделали по стандартам качества жилой застройки.

Е.К.: Какие мероприятия для архитекторов пройдут до конца года?

С.К.: У нас очень активна осень. 24 сентября 2016 г. в Венеции в рамках архитектурной Биеннале состоится симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса». Сегодня Москва является одним из самых активных мегаполисов по строительству культурных объектов. Далее у нас идет выставка «Зодчество», которая пройдет на Трехгорной мануфактуре с 14 по 20 октября 2016 г. и будет посвящена развитию промышленных пространств. 27-28 октября 2016 г. запланировано мероприятие «Открытый город». Это образовательное мероприятие, с участием представителей ведущих вузов и девелоперов. Это некая ярмарка для обмена опытом и взаимодействия работодателей со студентами. Также в конце октября 2016 г. в Сколково пройдет «Комфортный город». Там будут затронуты темы благоустройства.

На начало декабря 2016 г. у нас запланирован культурный форум в Санкт-Петербурге. Впервые в рамках форума будет представлена секция «Урбанистика», которую мы готовим под моим кураторством. То есть, все важные темы: культура, архитектура, образование, благоустройство, мы охватываем за эту осень.

Рубрика: Строительство , Общество

Тема: Москомархитектура Следить за темой

Другие материалы по теме: 266

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок