Меню Поиск

Закрыть

Депздрав приступил к созданию «инсультной сети» в Москве (интервью)

07.06.2016 10:44

Депздрав приступил к созданию «инсультной сети» в Москве (интервью)

Теги: здравоохранение , медицина , Модернизация

Департамент здравоохранения Москвы начал формировать в городе систему оперативной помощи пациентам при инсульте, аналогичную «инфарктной сети» уже функционирующей в столице. О том, как работает такая программа оказания срочной помощи в интервью Агентству городских новостей «Москва» рассказала главный внештатный специалист кардиолог столичного департамента здравоохранения Елена Васильева.

Инна Овчинникова: Елена Юрьевна, расскажите, что такое «инфарктная сеть»?

Елена Васильева: Это очень эффективная система лечения острого инфаркта миокарда. Изначально такие сети были созданы в небольших европейских странах, например, Чехия и Дания. Смысл этой системы в создании определенной логистики по тому, как быстро нужно доставить больного, куда его повести, что сделать, чтобы в кратчайшие сроки открыть закрытую у него артерию, снабжающую мышцу сердца. Инфаркт миокарда – это омертвление части сердечной мышцы вследствие нарушения кровообращения в одной из артерий, которая питает эту часть сердечной мышцы. Если это большой инфаркт миокарда, так называемый инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST, то это полное закрытие артерии, и кровь вообще не идет. Если это инфаркт миокарда без подъема сегмента ST - это частичное закрытие такой же артерии. И вот логистика состоит в том, чтобы сделать все возможное, чтобы больной, особенно с инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST, попал на операционный стол как можно скорее, где ему откроют этот сосуд с помощью так называемой первичной ангиопластики и стентирования этого участка. Кровь начинает идти в пораженное место, и если мы быстро сделаем такую процедуру, то инфаркт миокарда может даже практически не развиться. Наши люди нередко терпят, к сожалению, не вызывая «скорую» и время от начала болей до вызова «скорой» до сих пор остается очень большим, поэтому призываю не терпеть боль, а сразу обращаться в «скорую помощь». При инфаркте у человека возникают неприятные ощущения чаще всего в середине груди, иногда давящие, сжимающие ощущения за грудиной, иногда отдающие в руки, в челюсть, но не всегда и не обязательно. И если это все-таки инфаркт или предынфарктное состояние, то пациента немедленно отвезут в один из сосудистых центров.

И.О.: За какое время «скорая помощь» доставляет больного с подозрением на инфаркт в сосудистый центр?

Е.В.: Сейчас это меньше часа. Пациента не просто доставляют в ближайший сосудистый центр, а с помощью специальной электронной системы «А-стационар», врачи «скорой помощи» видят не просто ближайший сосудистый центр, а ближайший центр, где в данный момент свободна операционная, и именно туда везут пациента. В тоже время, в стационаре тоже видят, что к нему везут пациента с инфарктом, и они сразу готовят операционную. Очень важно, что больной с инфарктом, особенно с подъемом сегмента ST не ехал ни в приемный покой, ни даже в кардиореанимацию, как делали еще недавно, а сразу в операционную. За счет такого алгоритма мы выигрываем ценные несколько десятков минут. В каждом стационаре мы отрабатывали эту маршрутизацию пациента, в некоторых стационарах даже специально сделали новые въезды для того, чтобы изменить и ускорить доставку пациента. Например, в Боткинской больнице перестроили всю систему поступления пациента, теперь там время от въезда в корпус до операционной буквально пять минут. Также существует такое понятие как время «дверь-баллон», то есть время от въезда пациента в клинику до открытия сосуда. Вот это время по европейским стандартам не должно превышать 60 минут, у нас в Москве среднее время на данный момент 40 минут. Чтобы достичь такого результата проводилась серьезная командная работа, нужно было поднять уровень всей бригады. Это позволило поднять процент больных с инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST, которых сегодня оперируют и им проводится первичная ангиопалстика до 85-90%, что соответствует самым лучшим мировым стандартам.

И.О.: Какой эта цифра была до создания «инфарктной сети» в Москве?

Е.В.: До создания данной сети всего 33% больных инфарктами оперировали в стационарах, нередко на вторые-третьи сутки, так как не было круглосуточной системы работы. Процент первичных ангиопластик оценить вообще сложно. За полтора года работы «инфарктной сети» мы сначала подняли процент оперируемых с острым инфарктом миокарда до 70%, потом и до 86%. Это очень хорошая цифра, по моему мнению, так как 100% добиться практически невозможно, так как все живые люди, и хотя к этим операциям практически нет противопоказаний, все таки есть отказы.

И.О.: Достаточно ли того количества сосудистых центров, которые сегодня работают в Москве?

Е.В.: Абсолютно достаточно, их даже больше, чем нужно. Единственный центр еще планируется открыть в «новой» Москве, больше создаваться не будут. Этих центров на сегодняшний день в среднем больше, чем в большинстве европейских столиц. Считается, что нужен как минимум один центр на миллион населения. Население Москвы вместе с иногородними составляет порядка 15 млн. человек, а центов у нас 23.

И.О.: Насколько удалось снизить летальность от инфарктов в Москве в результате реализации программы «инфарктной сети»?

Е.В.: Если взять предыдущие годы, например 2011 г., то там летальность вообще составляла порядка 20%. В начале 2013 г. летальность от инфаркта в Москве составляла 16%, к концу 2015 г. нам удалось снизить ее до 8,5%. Кроме того, до создания сети, когда артерия не открывалась вовремя,значительная часть сердца погибала, на этом месте образовывался рубец,уменьшалась сократимость сердца, и это в дальнейшем приводило к сердечной недостаточности. С годами это может прогрессировать, вызывать одышку, отеки, поэтому сам факт того, что мы открываем артерию как можно раньше резко снижает риск развития инфаркта. Сейчас уже можно говорить о том, что создание «инфарктной сети» завершено, система работает отлажено и соответствует мировым стандартам.

И.О.: Есть ли сегодня тенденция к уменьшению возраста заболевших инфарктом? Каков возрастной диапазон?

Е.В.: Возрастной диапазон от 20 лет до 100 лет и выше, как правило, 20 лет – это отягощенная наследственность.

И.О.: Какая профилактика инфарктов на сегодняшний день является самой эффективной?

Е.В.: Профилактика инфарктов – это здоровый образ жизни, нужно меньше есть жирного, больше заниматься спортом, не курить. Это снижает вероятность развития инфаркта миокарда больше чем на 30%, а по общей сумме баллов даже на 50%. У курильщиков риск развития инфаркта выше на 36%, по некоторым данным на 50%. Кроме профилактики, можно также говорить о борьбе с факторами риска – то есть если у человека повышенный холестерин, повышенное артериальное давление, повышенный сахар, то нормализация этих показателей вносит свой существенный вклад в профилактику инфаркта миокарда и также инсульта. Уже больше года существует городская программа профилактики инфарктов. Больные, перенесшие инфаркт, год наблюдаются в поликлинике у кардиолога, потом у терапевта. У них контролируются факторы риска, ведется разъяснительная работа.

И.О.: В этом году 14 мая отмечался День борьбы с гипертонией, в Москве проходило большое количество мероприятий. Расскажите, насколько важна разъяснительная работа с населением по вопросам гипертонии?

Е.В.: Разъяснительная работа с населением действительно очень важна, и касательно гипертонии даже особенно. Дело в том, что гипертония нередко это вообще бессимптомное явление, и даже если человек начинает чувствовать боль, то, как правило, если он не лечится, то он приспосабливается к повышенным показателям давления, и голова перестает болеть. Важно понять, что дальнейший прогноз не зависит от головных болей, а зависит от абстрактной цифры его среднего давления. Нужно воображение и понимание того, эта абстрактная цифра, но она опасна и может грозить дальнейшим развитием инфарктов и инсультов. Поэтому здесь абсолютно необходима разъяснительная работа: социальная реклама, консультации врачей. Когда человек это осознает, он расположен лечиться. Иногда человек принимает 2-3 препарата от артериальной гипертонии, а при этом досаливает пищу. И часто бывает так, убирая солонку со стола, мы можем достичь большего эффекта, чем назначив какой-либо препарат.

И.О.: Будет ли создаваться в столице подобная сеть по инсультам?

Е.В.: По инсультам такая сеть также будет создана, в департаменте здравоохранения уже создана рабочая группа, и работа началась. Это тоже должны быть круглосуточно работающие операционные с возможностью очень быстрого удаления тромба из сосуда головного мозга. Во многом система аналогична инфарктной, но еще более сложная - здесь нужна компьютерная томография, должно быть быстро проведено контрастирование, и так называемое «окно» когда мы можем это сделать (время от начала симптомов до проведения такой процедуры- прим. Агентства «Москва») желательно, должно быть не больше четырех часов. Тогда как при инфаркте мы оперируем и на вторые, и третьи сутки, в случае если человек поздно обратился, при инсультах работа должна быть еще более слаженная.

Рубрика: Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок