Меню Поиск

Закрыть

ГИБДД: Доля ДТП с участием молодых водителей составляет в столице около 10% (интервью)

эксклюзив

19.05.2016 15:00

ГИБДД: Доля ДТП с участием молодых водителей составляет в столице около 10% (интервью)

Теги: ГИБДД

Доля ДТП с участием молодых водителей составляет в столице около 10%. Об этом, а также о том, водители с каким стажем чаще всего попадают в ДТП, с какого раза москвичи сдают экзамены на права и будут ли мотоциклисты наравне с автолюбителями сдавать на экзаменах «город», в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Карине Степановой рассказал подполковник полиции, начальник третьего отдела центра регистрационно-экзаменационной работы, технического надзора и учета автомототранспортных средств ГИБДД ГУ МВД России по Москве Анатолий Мисенко.

Карина Степанова (К.С.): С 1 сентября начнут действовать новые правила проведения экзаменов в ГИБДД и получения водительских удостоверений. Что поменяется?

Анатолий Мисенко (А.М.): Сейчас теоретическая часть экзамена состоит из 20 вопросов. Можно допустить две ошибки. Соответственно, третья ошибка – это оценка «не сдал». После вступления в силу нового регламента, теория по-прежнему будет состоять из 20 вопросов. Но чтобы сдать теорию сразу, без дополнительных испытаний, нужно будет ответить на все 20 вопросов без ошибок. Если экзаменуемый отвечает на вопрос неправильно, ему дается пять дополнительных вопросов на ту же тематику, в которой он допустил ошибку. Если он делает ошибку в этой теме второй раз, значит, скорее всего, он ее не знает, не до конца изучил. Если он ошибается в одном из дополнительных вопросов, то оценка «не сдал». Как и сейчас, на 20 вопросов будет даваться 20 минут. На дополнительные вопросы дается дополнительное время, один вопрос – одна минута. Дополнительные вопросы даются только на две ошибки, третья – снова оценка «не сдал». Соответственно, сдача теории может длиться от 20 до 30 минут.

Порядок проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством на площадке кардинальным образом не изменился. Появилось новое упражнение «повороты на 90 градусов». Также появилось временное ограничение на выполнение всех элементов. Время будет рассчитано в зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме. В отличие от действующей методики, право на пересдачу одного несданного упражнения теперь отсутствует. Также в регламенте был скорректирован перечень ошибок, оцениваемых экзаменатором при проведении практического экзамена в условиях дорожного движения.

К.С.: Будут ли какие-то изменения для тех, кто обучается вождению мотоцикла?

А.М.: При разработке регламента Госавтоинспекцией предполагалось ввести для мотоциклистов экзамен в городе, но мы все-таки не решились на этот шаг. Хотя многие этого хотели, в том числе мотосообщество. Неясно, как обеспечить безопасность проведения такого экзамена. В машине на дополнительных педалях сидит инструктор, и в случае непредвиденной ситуации он может вмешаться. На мотоцикле это невозможно. Но с 1 сентября для учеников-мотоциклистов будет введено достаточно сложное упражнение, моделирующее ситуацию в городской среде. На промежутке в 80 м мотоциклисту нужно будет разогнаться до достаточно большой скорости. В процессе ускорения он должен будет маневрировать, выполнять развороты и повороты. Все это ограничено 35 секундами. Это упражнение называется «скоростное маневрирование».

К.С.: Как ГИБДД контролирует деятельность автошкол?

А.М.: Инспекция проверяет соответствие учебно-материальной базы автошколы установленным требованиям, и на основе этой проверки выдает заключение. Дальше автошколы проверяют только органы образования. Эти проверки происходят на плановой основе, в начале года составляется график. Проверка может быть и внеплановой, инициированной, например, по жалобе. Возможно, в будущем нам делегируют право проверять автошколы, но пока этого нет. На данный момент ГИБДД также отслеживает площадки автошкол в процессе дорожно-патрульной службы. Если наши коллеги из батальонов видят, что проводятся какие-то занятия, но площадка не соответствует требованиям, например, нет ограждения, они нас информируют, и мы эту информацию передаем в министерство образования.

Бывают случаи, когда автошкола заключает фиктивный договор на использование площадки. Делается это, чтобы получить заключение ГИБДД. А для обучения используются территории, не оборудованные для этого, обучение на которых не соответствует самым минимальным требованиям безопасности. Ученики автошкол, позволяющие заниматься с ними обучению вождению в таких условиях, становятся в один ряд с недобросовестными сотрудниками образовательных организаций, не понимая, что такое обучение может впоследствии привести к самому серьезному последствию – дорожно-транспортному происшествию.

В настоящее время принято решение о посещении занятий в автошколах сотрудниками экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Они расскажут учащимся о процедуре сдачи экзаменов и о других важных моментах. По нашему мнению, общение между будущими водителями и сотрудниками ГИБДД в автошколах поможет еще раз задуматься о необходимости получения ими более качественных навыков управления транспортными средствами. Как результат, это повлияет на снижение количества погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в будущем.

К.С.: А как понять, добросовестная ли автошкола?

А.М.: Чтобы не попасть в недобросовестную автошколу, нужно убедиться в легальности выбранного вами учреждения. Для этого стоит проверить два момента: имеет ли учреждение лицензию на право заниматься образовательной деятельностью, ее можно проверить на сайте министерства образования, и имеет ли оно заключение ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, это можно проверить на сайте Госавтоинспекции. После этого можно обратиться к социальным сетям, интернету, проверить отзывы. Заключая договор с автошколой, необходимо внимательно его прочитать.

В средствах массовой информации уже неоднократно появлялись сюжеты о том, что на этом рынке продолжают в немалых количествах «работать» так называемые серые автошколы, многие из которых не имеют лицензий, либо их лицензии приостановлены. Выпускники таких курсов, как правило, обучающиеся по укороченным и ни с кем не согласованным программам, в итоге получают свидетельства об окончании совершенно другой автошколы. Понятно, что такие граждане, сдав экзамены в ГИБДД, в дальнейшем представляют серьезную угрозу остальным участникам дорожного движения.

К.С.: Как часто обновляются эти лицензии и разрешения?

А.М.: Лицензии бессрочные, но они могут быть отозваны или приостановлены. Например, если организация не прошла проверку. Заключения ГИБДД даются на срок действия правоустанавливающих документов – это может быть договор аренды автодрома или помещения. Если мы дадим бессрочное разрешение, и договор аренды не продлят, автошкола останется без помещения или без автодрома, и, разумеется, не сможет осуществлять свою деятельность.

К.С.: Ведется ли сейчас работа по выявлению автошкол, выпускники которых чаще остальных попадают в дорожно-транспортные происшествия?

А.М.: Управление ГИБДД Москвы проводит серьезную работу, направленную на снижение аварийности, в том числе и с участием начинающих водителей. Каждое совершенное ДТП тщательно разбирается, выясняются его причины и условия. После того, как мы получаем информацию о ДТП с участием молодых водителей, мы пересматриваем видеозапись экзаменов, которые сдавал виновник происшествия. У нас есть такая возможность, если водитель получил права не более года назад: в течение года эти записи хранятся в ГИБДД. Нами направляются информационные письма в департамент образования Москвы и в автошколы, выпускники которых стали виновниками дорожных происшествий. Каких-то ярко выраженных лидеров, то есть автошкол, выпускники которых чаще остальных попадают в ДТП, нет. Примерно раз в квартал мы собираем руководителей всех московских автошкол в Управлении ГИБДД Москвы и доводим до них статистику о количестве ДТП, рассказываем о наиболее резонансных случаях

К.С.: Кто чаще попадает в ДТП – опытные или неопытные водители?

А.М.: Люди, которые водят дольше двух лет и являются уже состоявшимися водителями – во всяком случае, по их личному мнению. Доля ДТП с участием молодых водителей, стаж вождения которых не более двух лет - около 10%, они в основном попадают в мелкие происшествия.

Нужно отметить, что количество ДТП с молодыми водителями снижается. За 12 месяцев 2015 г. на территории Москвы водителями со стажем до двух лет было совершено 794 ДТП (-21,5% к аналогичному периоду прошлого года), в которых 46 человек погибли (-45% к аналогичному периоду прошлого года) и 1 тыс. 7 человек получили ранения (-20% к аналогичному периоду прошлого года).

Тем не менее, проблемы аварийности с участием начинающих водителей по-прежнему остаются актуальными для Москвы. Не проходит и дня без дорожно-транспортных происшествий по вине водителей со стажем управления менее двух лет.

В 2015 г. произошло несколько серьезных ДТП по вине начинающих водителей. Молодой человек 1993 г. рождения, управляя автомобилем, совершил наезд на переходившего проезжую часть по нерегулируемому переходу пешехода, который от полученных травм скончался на месте. Данный водитель в 2014 г. проходил обучение по программе подготовки водителей категории «В» в одной из московских автошкол. Девушка 1996 г. рождения, получившая водительское удостоверение в марте 2015 г., уже 1 августа была лишена прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Она совершила наезд на переходившего проезжую часть пешехода и скрылась с места происшествия. Девушка была задержана в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

В автошколах, как правило, кандидатам в водители дают только минимально необходимый для сдачи экзаменов в ГИБДД уровень знаний и навыков, которого явно недостаточно для безаварийного участия в дорожном движении. Кроме того, в погоне за прибылью и демпинговыми ценами на обучение, автошколы значительно сокращают количество часов вождения, что, в свою очередь, отрицательно влияет на готовность кандидатов в водители к участию в дорожном движении. К сожалению, подобные факты имеют место ввиду правового нигилизма и молчаливого согласия самих обучающихся.

К.С.: Какая работа ведется ГИБДД с фальшивыми медицинскими справками?

А.М.: Фальшивых справок практически нет, потому что процедура их получения и так достаточно проста. Бывают справки, выданные с нарушениями. С 31 марта 2014 г. изменилась процедура выдачи справок: теперь врачи-психиатры и врачи-наркологи могут проводить освидетельствование граждан только в специальных медицинских учреждениях - диспансерах. Раньше справку можно было получить в одном коммерческом медицинском центре, например. Теперь нужно дополнительно посетить два диспансера. В итоге некоторые учреждения стали выдавать справки без проведения всех необходимых осмотров.

В конце прошлого года состоялось совещание в прокуратуре города, на котором обсуждалась эта ситуация. Прокурорам на местах были даны поручения проверить все медицинские организации на подведомственной территории. Проверка выявила серьезные нарушения в одной организации в Зеленограде - в выдаче справок, в ведении двойных учетов.

К.С.: Какая работа ведется инспекцией со случаями покупки прав?

А.М.: Обычно инспекторы дорожно-патрульной службы выявляют фальшивые водительские удостоверения в ходе осуществления проверочных мероприятий на дороге. При наличии всех баз и необходимых инструментов выявить такой документ достаточно просто. С января по апрель 2016 г. в процессе проверки документов было выявлено свыше 400 поддельных удостоверений. По 300 из них возбуждены уголовные дела, еще 100 случаев находятся на стадии проверочных мероприятий.

К.С.: А что происходит после выявления фальшивого водительского удостоверения?

А.М.: Все материалы передаются в территориальный отдел полиции, полиция заводит уголовное дело и расследует его. Если в процессе расследования им удается установить, кто явился продавцом фальшивого документа, то ведутся дальнейшие действия по его поимке. Сам водитель несет ответственность за использование поддельных документов.

К.С.: ГИБДД использует площадки некоторых автошкол для приема на них экзаменов. Планируется ли привлекать к такому сотрудничеству новые автошколы?

А.М.: Действительно, мы активно пользуемся возможностью использовать площадки автошкол для приема экзаменов. Нам это интересно, чтобы не загружать свои площадки большими категориями или мотоциклами. Почти каждое отделение сотрудничает с несколькими автошколами. Мы проверяем все автошколы, чтобы понять, есть ли у них возможности для обучения. Если автошкола хочет предоставить свою площадку для приема экзаменов, мы проверяем ее на безопасность, на все необходимые элементы, и используем эту площадку. Мы открыты для сотрудничества с новыми автошколами города.

К.С.: С какого раза столичные водители сдают на права?

А.М.: В среднем московские водители сдают экзамены на права со второго-третьего раза. С первого раза сдает примерно 10% кандидатов в водители.

К.С.: Сколько прав на автомобили и мотоциклы было выдано в Москве за последние годы (в 2013, 2014, 2015 гг.)?

А.М.: В 2013 г. было выдано 75 тыс. 816 прав на автомобили и 6 тыс. 263 прав на мотоциклы. В 2014 г. - 85 тыс. 473 прав на автомобили и 10 тыс. 298 прав на мотоциклы. В 2015 г. - 71 тыс. 975 прав на автомобили и 9 тыс. 196 прав на мотоциклы.

К.С.: С чем связано увеличение количества выданных прав в 2014 г.?

А.М.: В конце 2014 г. вступили в силу изменения в законодательстве, которые сделали невозможным сдачу экзаменов на права без обучения в автошколе, раньше можно было ограничиться самоподготовкой. В связи с этим многие люди кинулись сдавать на права, пока еще можно было сделать это без обучения в автошколе.

Рубрика: Транспорт

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок