Меню Поиск

Закрыть

Руководитель Главконтроля Москвы предложил увеличить штрафы за избыточные требования при госзакупках (интервью)

эксклюзив

16.03.2016 15:34

Руководитель Главконтроля Москвы предложил увеличить штрафы за избыточные требования при госзакупках (интервью)

Теги: Интервью , госзакупки , Главное контрольное управление , КоАП

Начальник Главного контрольного управления столицы Евгений Данчиков предлагает ужесточить нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ за установление избыточных требований к поставщикам при госзакупках. Об этом, а также о том, как в городе организована система по недопущению необоснованных затрат при госзаказе, глава ведомства рассказал в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Владимиру Хейфецу.

Владимир Хейфец: К 1 января 2016 г. все городские предприятия привели свои положения о закупках в соответствие с типовым положением. То есть вся закупочная деятельность данных организаций в 2016 г. уже будет осуществляться по единым требованиями, утвержденным на уровне города. Что это за требования?

Евгений Данчиков: Во-первых, это закрытый перечень способов закупок – мы отошли от того, что было раньше, когда некоторые организации придумывали свои уникальные способы закупок. И таких «уникальных» способов мы насчитали более 20.

Второе – существенно ограничен выбор формата закупок у единственного поставщика. Поскольку четких ограничений в рамках 223-ФЗ, по которому эти организации проводят закупки, нет, то раньше этими организациями без торгов закупалось все что угодно – от карандашей и бумаги, до строительства инфраструктуры и закупки оборудования. Сегодня этот вопрос урегулирован, и есть четкий перечень объективных оснований для закупок у единственного поставщика. Например, поставки электро-, тепловой энергии, то есть закупки у монополистов. Все остальное предприятия и организации обязаны закупать только конкурентными способами.

Третье – установление ограниченного набора способов определения начальной цены договора по аналогии с Федеральным законом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Раньше мы сталкивались с обоснованием заказчиком цены на строительство, например, на основании коммерческих предложений, а не на основании смет. Но как может быть рассчитана стоимость строительства на основании предположения подрядчика по его затратам? Установление прозрачных методов определения начальной цены позволяет определить обоснованную стоимость закупаемых товаров, работ и услуг на этапе формирования закупки.

Четвертым шагом стало установление единых сроков проведения процедур и заключения договоров. У участников закупок появилась возможность обжаловать недобросовестное проведение конкурентных процедур. Заказчик Москвы больше не имеет возможности заключить договор на следующий день после подведения результатов.

По нашим оценкам, введение этих требований уже сегодня дало эффект в виде роста конкуренции, и мы видим это по росту количества участников, которые приходят на торги, и росту процента снижения цены при проведении конкурентных процедур.

В.Х.: Как осуществляется проверка обоснованности закупок на этапе до объявления конкурентных процедур?

Е.Д.: До момента объявления процедур происходит процедура обоснования заказчиком потребности в закупке. Согласование всех закупок производится на заседании рабочей группы главного распорядителя бюджетных средств. Затем согласование закупок от 3 млн руб. осуществляется на заседаниях Межведомственной рабочей группы, в состав которой входят Главное контрольное управление, департамент экономической политики и развития, департамент финансов, департамент по конкурентной политике. Задача группы – определить, насколько обоснована та или иная потребность, которая реализуется заказчиком, насколько корректно и правильно сформирована начальная (максимальная) цена и условия той или иной закупки. А крупные закупки рассматривает лично мэр.

Кроме того, в 2015 г. Главконтролем введена практика подтверждения необходимости выполнения тех или иных работ капитального характера, строительства, благоустройства с выездом на местность. В ходе этой работы выявляются случаи, когда те или иные мероприятия могут быть реализованы в более поздний срок, либо от потребности можно отказаться. В этой связи уже на этапе формирования потребности мы достигаем серьезной экономии, и реализации подлежат только те из них, в которых действительно есть государственная нужда, и которые в свою очередь ведут к удовлетворению реальных потребностей жителей города.

В.Х.: Есть ли какие-то товары, услуги, которые органы власти или подведомственные учреждения перестанут закупать и заказывать в 2016 г.?

Е.Д.: Практически все, что закупается органами власти и городскими организациями - это товары и услуги, связанные с их основной деятельностью. Если речь вести о каких-то предметах роскоши, избыточных потребностях, мы еще начиная с 2014 г. в соответствии с поручением мэра Москвы начали активно с этим бороться, и посвятили много времени анализу, мониторингу таких заявок и закупок. Конечно, случалось, что такие излишки попадались, но это, во-первых, не носило массовый характер, а, во-вторых, заказчики достаточно быстро принимали решение об отказе от таких потребностей.

В 2016 г. мы эту работу будем продолжать, тренд на повышение эффективности закупочной деятельности остается. Заказчики прекрасно понимают, что ничего лишнего за бюджетные деньги они закупать не смогут, поскольку в городе выстроена серьезная система контроля, которая не дает любой необоснованной или избыточной закупке «проскочить» даже до объявления торгов.

В.Х.: Какова по итогам года доля закупок у единственного поставщика в общем объеме закупок столицы?

Е.Д.: В сфере закупок, которые осуществляются в соответствии с федеральным законом 44-ФЗ, картина достаточно благополучная: доля закупок у единственного поставщика не превышает 13%. В среднем на один лот приходилось 3,4 заявки. По результатам торгов, проводившихся по федеральному закону 44-ФЗ, среднее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10,9%, - это довольно хороший результат.

На сегодняшний день в городе Москве выстроена эффективная, многоуровневая система экспертизы и контроля за закупками органов власти, учреждений, предприятий и организаций. В случае выявления необоснованного заключения контракта с единственным поставщиком, Главконтролем принимаются оперативные меры в отношении виновных должностных лиц в виде привлечения к административной ответственности.

В.Х.: Готовятся ли сейчас в вашем ведомстве какие-то инициативы, с которыми вы по согласованию с правительством Москвы будете выходить либо в Мосгордуму, либо в Госдуму?

Е.Д.: Могу сказать, что совершенству нет предела, поэтому учитывая то, что мы на практике постоянно сталкиваемся с теми или иными проблемами, связанными с применением существующего законодательства, у нас, естественно, появляются предложения по тому, как это законодательство усовершенствовать. С другой стороны, сегодня в законодательстве сделано очень много перспективного, в частности, с точки зрения осуществления закупок по 44-ФЗ. Кроме того, есть проект федерального закона, который ужесточает требования к закупкам по 223-ФЗ, подготовленный Минэкономразвития России.

Конечно, хотелось бы поработать еще с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Дело в том, что сегодня в контрольной деятельности имеются определенные перекосы, связанные с тем, что за нарушения, которые не несут серьезных рисков ущерба городу Москве, например, просрочка публикации на официальном сайте госзакупок протоколов о результатах закупки на несколько дней, нам приходится в соответствии с действующим законом наказывать серьезнее, чем за намеренное установление избыточных требований в документации, приводящее к снижению конкуренции и, как следствие, к выбору какого-то заранее определенного подрядчика. Очевидно, что данное несоответствие нарушений и ответственности за эти нарушения – проблема КоАП, над решением которой надо еще поработать. Конечно, необходимо повышать ответственность за нарушения и делать ее более ощутимой.

Рубрика: Экономика

Тема: Госзакупки Следить за темой

Другие материалы по теме: 12

Связанные материалы:

16.03.2016 12:06

Руководитель Главконтроля Москвы предложил увеличить штрафы за избыточные требования при госзакупках

Подробнее

16.03.2016 14:30

Объем закупок, сделанных органами власти Москвы у единственного поставщика в 2015 г., не превысил 13%

Подробнее

16.03.2016 14:40

Е.Данчиков: В Москве создана система по недопущению госзакупок предметов роскоши

Подробнее
Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок