Меню Поиск

Закрыть

Количество иностранных медицинских туристов в РФ в 2015 г. увеличилось на 16% - до 8 тыс. человек (интервью)

31.12.2015 15:00

Количество иностранных медицинских туристов в РФ в 2015 г. увеличилось на 16% - до 8 тыс. человек (интервью)

Теги: Туризм , здравоохранение , медицина

В 2015 г. количество иностранных туристов, приезжающих в Россию лечиться, возросло на 16%, до 8 тыс. человек. По прогнозам, медицинский туризм будет расти на 10-11% в год. Внутренним медтуризмом занимаются около 8 млн россиян в год. Об этом в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марине Юршиной рассказал руководитель Российской ассоциации медицинского туризма Константин Онищенко.

Марина Юршина (М.Ю.): Константин, какова на сегодняшний день структура рынка медицинского туризма в России?

Константин Онищенко (К.О.): Четкой и понятной структуры медицинского туризма на сегодняшний день нет, и это большая проблема. Существует много фирм-посредников, которые занимаются въездным и выездным медицинским туризмом, очень много физических лиц, которые через личные связи выступают в роли посредников, чаще всего недобросовестных. Но серьезных игроков на рынке не более двух десятков. Самые крупные из них - «Интурист», ЕМС Assistance, Alternativa Medical Group, «Верналь», Junisa.

При этом в России много медицинских светил, самородков, которые могут любую операцию сделать чуть ли не на коленке, но нет среднего медперсонала. Большие проблемы с визами для иностранцев, желающих лечиться в России. Огромные проблемы с сервисом, его просто нет. Если за границей пациента сопровождают уже от аэропорта, у нас ничего этого нет совсем. В некоторых частных клиниках уже начали создавать специальные подразделения, международные отделы, и мы стараемся приблизить сервис к зарубежному. Но это единицы.

М.Ю.: Российская ассоциация медицинского туризма была создана совсем недавно. Много ли клиник выразило желание присоединиться?

К.О.: Так как Ассоциация медицинского туризма начала свою работу совсем недавно, то многие члены сейчас находятся на пороге вступления (в основном, это клиники Израиля и Греции). Также изъявила свое желание вступить в Ассоциацию испанская сеть клиник Quirón и несколько московских клиник, которые специализируются на экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО). Со многими участниками рынка медицинских услуг ведутся переговоры по поводу вступления в Ассоциацию.

Хочется также отметить, что Российская ассоциация медицинского туризма планирует вступить в международную Ассоциацию медицинского туризма (Medical Tourism Association), которая базируется в США. АОММТ уже приглашена на Ежегодный конгресс (The World Medical Tourism & Global Healthcare Congress), который пройдет 25-28 сентября 2016 г., в Вашингтон.

М.Ю.: Сколько иностранцев приезжает к нам лечиться и по каким направлениям?

К.О.: Из-за границы в Россию с этими целями приезжают около 7 тыс. человек в год. Кстати, в текущем году число иностранных туристов возросло на 16%. В 2015 г. с целью пройти лечение Россию посетили чуть более 8 тыс. иностранных граждан.

Очень много медтуристов из постсоветского пространства: Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения. Приезжают и европейцы, но их, к сожалению, на данный момент не так много.

За стоматологией к нам приезжает много пациентов из союзных республик, а также Германии, Польши, Литвы, Эстонии, Финляндии, Швеции, Норвегии. До недавних событий приезжало очень много людей из Турции, у них были корпоративные договоры. Также стоматологические услуги в России популярны среди жителей Китая, у которых качество материалов на родине довольно низкое.

ЭКО и стоматология - самые популярные специализации. Лечить зубы к нам приезжают где-то 1,2-1,5 тыс. человек ежегодно. С целью провести ЭКО в Россию ежегодно приезжают около 4,5-5 тыс. иностранок, из них 1,5% приходится на жительниц Европы. Согласно нашему исследованию, чаще всего с этой целью к нам едут итальянки – их 55%. До недавнего времени в их родной стране действовал запрет на данную процедуру. Также едут англичанки - 19%, они стоят в очереди на донорский биоматериал; 15% израильтянок, они обращаются в российские клиники из-за законодательного ограничения по возрасту; 9% немок также обращаются из-за особенностей законодательной системы и 2% американок - преимущественно из-за низкой цены.

Также стоит отметить Всероссийский центр глазной и пластической хирургии в Уфе. Там практикуют уникальную методику восстановления сетчатки глаза, больше нигде в мире не делают таких операций. В клинике проходили лечение пациенты из Чехии, Южной Кореи.

Часто иностранцев (особенно европейцев), помимо квалификации врача привлекает, конечно, низкая стоимость. Например, в стоматологические клиники Мурманской области обращаются норвежцы, у них очень дорогая стоматология. В Москве комплексные услуги хорошего стоматолога для иностранца в среднем обойдутся в 70 тыс. руб., а расходы, например, на ЭКО составят порядка 300 тыс. руб.

М.Ю.: А сколько россиян путешествуют для лечения внутри страны?

К.О.: Всего 4% россиян занимаются внутренним медицинским туризмом. Ежегодно это около 8 млн человек, а от всего объема внутреннего туристического потока оздоровительные поездки составляют примерно 18%.
Их расходы на лечение в среднем составляют около 240 млрд руб. В структуре их медицинских проблем стоматология занимает 32%, гинекология и урология 23%, косметология 12%, офтальмология 8%, кардиология 5%.

Большое количество жителей Москвы и Санкт-Петербурга едут в клиники Ярославля, Нижнего Новгорода, Владимира, Тулы, Твери и Рязани. Стоимость медицинских услуг в областных центрах примерно на 35% ниже, чем в столице. Благодаря не только ценовой политике, но и увеличению числа недорогих авиарейсов, на сегодняшний день самыми популярными отечественными направлениями являются Кавказские Минеральные Воды, Алтай, Крым, Краснодарский край и Калининградская область.

В целом можно также отметить повышенный интерес к клиникам Центрального и Северо-Западного регионов (на них приходится около 60-65%), далее также по популярности идут Южный, Северо-Кавказский и сейчас уже Крымский федеральные округа (25%), на Уральский приходится около 4-5%, оставшиеся 5% приходятся на Сибирский, Дальневосточный округа.

М.Ю.: А какие регионы России наиболее популярны для иностранных медицинских туристов?

К.О.: По территориальным предпочтениям у иностранцев, безусловно, является Центральный регион России (примерно 85% процентов иностранцев едут в столичные клиники), потом по популярности идет юг - около 15%, оставшиеся 10% распределяются по другим регионам России.

Конечно, самые популярные Москва и Подмосковье, в Санкт-Петербурге есть пара хороших клиник. Южные регионы - в России кисловодские клиники принимают на лечение, Кивач – очистка организма. В Крыму пока инфраструктуры нет. На Камчатке огромные природные возможности, но туда не добраться, да и сервиса совсем нет. Много работают с иностранцами также приграничные регионы, как уже упоминалось, норвежцы ездят в Мурманск лечить зубы. В Петрозаводск едут за очищением организма, косметологией, похудением. В Кисловодск и Кавминводы – лечить желудочно-кишечный тракт и суставы. В Москву – со сложными случаями, делать высокотехнологичные операции. С точки зрения ЭКО, иностранец (особенно из Европы) обращает в первую очередь на квалификацию лечащего врача, а потом уже смотрит на клинику, где он принимает.

М.Ю.: Какие регионы вы считаете наиболее перспективными?

К.О.: Хорошие перспективы имеет санаторно-курортный комплекс в Крыму. При должной модернизации регион будет еще более привлекательным для россиян и откроется с новой стороны иностранцам.

Подмосковье также является очень перспективным направлением для медицинского туризма. В частности, в Подмосковье имеется очевидное и разнообразное изобилие медицинских учреждений самого разного профиля. Регион по праву считается одним из наиболее продвинутых в плане медицинских инноваций и технологических достижений. Большинство медучреждений оборудованы по последнему слову техники, и это явное конкурентное преимущество.

М.Ю.: Вы упомянули, что ЭКО является наиболее популярным направлением для иностранцев. А суррогатное материнство как у нас развивается?

К.О.: Статистика такова, что услугами суррогатных матерей в России пользуются не так уж много пар, в отличие от Запада. Если по ЭКО мы приближаемся к общемировым показателям (каждый 150 малыш рожден с помощью ЭКО), то количество детей, рожденных суррогатными матерями, довольно небольшое - примерно 3 ребенка на 1 млн жителей. В Европе в среднем 3-4,5% всех детей зачаты и рождены с помощью метода ЭКО, в США этот показатель составляет около 2%.

М.Ю.: А как с точки зрения закона обстоит в России дело с суррогатным материнством?

К.О.: Законодательство у нас достаточно хорошо развито. Но очень важно, чтобы при оформлении документов присутствовал профессионал – юрист, специализирующийся в этом вопросе. Дело в том, что по закону матерью ребенка считается женщина, которая его родила. Если сделали запись в акте ЗАГСа, назад уже не отыграть. Но при грамотном оформлении документов ничего неожиданного случиться не может.

Кстати, недавно ко мне обратились несколько израильских компаний, они очень хотят прийти к нам в Россию, в Москву, и развивать здесь это направление на партнерских условиях.

М.Ю.: А есть ли у нас криобанки?

К.О.: У нас, конечно, это развито не настолько хорошо, как на западе. Хотя и у нас есть несколько крупных криобанков, правда, все они коммерческие, государственного не существует. В них есть выбор донорских материалов, и сперматозоидов, и яйцеклеток. Надо признать, что и защита данных у нас находится на достаточно высоком уровне.

Кстати, это очень неплохо оплачивается, хотя чаще всего цены в криобанках ниже, чем в центрах ЭКО. Криоконсервация яйцеклеток в естественном цикле (1-2 яйцеклетки) составляет около 30 тыс. руб., а криоконсервация яйцеклеток с применением стимуляции суперовуляции - 150-170 тыс. руб.

М.Ю.: А если говорить о выездном медицинском туризме, то куда россияне ездят лечиться?

К.О.: Приоритетным для россиян является Израиль: на лечение или диагностику сюда ежегодно приезжали около 40 тыс. граждан России. В Финляндию ежегодно лечатся около 20 тыс. россиян.

Сегодня акцент медицинских туристов (не только россиян, но и для многих людей по всему миру) смещается в сторону Юго-Восточной Азии, Океании, Южной Америки, Азии, Индии, Таиланда. Цены там на 50-70% ниже, чем в Америке. А уровень медицины довольно высокий, все врачи обязательно проходят стажировки и практику за рубежом, в США. Кстати, по нашим данным, только 3% населения России знают, что сейчас можно получить качественную высококвалифицированную медицинскую помощь за рубежом дешевле, чем в России.

Самые популярные направления - кардиология, неврология, ортопедия, ЖКТ, омоложение.

М.Ю.: Есть ли у Ассоциации предложения к властям?

К.О.: Безусловно. Мы подготовили и сейчас планируем инициировать законопроект, который призван облегчить получение визы для иностранцев, которые едут лечиться в Россию. Так мы сразу же заметно увеличим количество медицинских туристов. Сейчас медицинской визы в России как таковой нет, люди приезжают к нам по турвизам и уже на месте стараются договориться с клиниками о лечении.

Потом будем заниматься лицензированием нашей деятельности, это очень важный вопрос, который позволит нам в отрасли избавиться от случайных людей и недобросовестных посредников. Мы очень много над этим предложением работаем, прописываем стандарты, правила существования отрасли.

Мы также подготовили предложения к Ростуризму, и в 2016 г. они станут основной темой нашего диалога с ведомством. Во всяком случае, мы очень к этому стремимся. В частности, мы хотели бы создать комитет по медицинскому туризму при Минздраве, а в дальнейшем внести необходимые изменения по медицинскому туризму в законодательную базу, помочь разработать и реализовать федеральные, отраслевые целевые и региональные программы по развитию медтуризма. Мы хотели бы сформировать единый федеральный реестр посредников в области медицинского туризма, также планируем разработать стандарты и классификации объектов индустрии медицинского туризма.

М.Ю.: Какими вы видите перспективы отрасли?

К.О.: По нашим прогнозам, медицинский туризм в России будет расти на 10-11% в год, это в 2,5 раза больше, чем прирост по обычному туризму. И такая ситуация будет продолжаться еще лет пять, возможно, через 1-2 года и еще больше будет рост. А если мы за эти пять лет наведем в отрасли порядок, лицензируем и стандартизируем ее, уберем недобросовестных посредников, научимся работать в соответствии с мировыми стандартами, то к нам приедет еще больше пациентов. Я вижу свою задачу прежде всего в том, чтобы сделать более активным бизнес въездного медицинского туризма. В России много прекрасных возможностей для лечения и реабилитации, санаторного лечения.

Сфера медицинского туризма будет расширяться. Это и офтальмология, у нас есть известный бренд – Федоров, причем не только в Москве, но и в регионах. Пластическая хирургия сейчас хорошо развивается, оборудования и специалистов у нас достаточно. Перспективна кардиология, институт им. Бакулева – это бренд, который знают во всем мире.

В целом можно сказать, что миссия нашей Ассоциации заключается в том, чтобы каждый пациент, решивший лечиться за рубежом, получал услуги на самом высоком уровне, был защищен от рисков, а также имел возможность выбирать именно ту клинику, которая максимально соответствовала бы его медицинским потребностям, приоритетам по сервису и располагаемому бюджету.

Рубрика: Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок