Меню Поиск

Закрыть

МГСУ: Береговая полоса реки Яузы может стать одним из самых больших парков в Москве (интервью)

эксклюзив

16.09.2015 13:03

МГСУ: Береговая полоса реки Яузы может стать одним из самых больших парков в Москве (интервью)

Теги: Яуза , Набережные , Интервью , Река

В июле депутат МГД Алексей Шапошников сообщил журналистам, что власти Москвы совместно с Московским государственным строительным университетом (МГСУ) разработают концепцию развития набережных реки Яузы. В частности, предлагается объединить разрозненные участки береговой полосы в единый парк, развить их рекреационно-образовательную составляющую, насытить различными объектами инфраструктуры. О том, какие изменения предлагает концепция, выполненная под руководством специалистов МГСУ Кирилла Теслера и Юрия Ковалева, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Даниилу Шеремету рассказал один из его авторов - старший преподаватель кафедры проектирования зданий и градостроительства МГСУ Юрий Ковалев. 
 
Даниил Шеремет (Д.Ш.): Юрий Германович, скажите, пожалуйста, насколько уже готова концепция? 
 
Юрий Ковалев (Ю.К.): Это скорее стратегия, чем концепция. Скоро мы покажем ее правительству и мэру, чтобы получить дальнейшие указания по ее применению.

Д.Ш.: На какую перспективу разрабатывается стратегия?
 
Ю.К.: Конкретного срока пока нет. Для того, чтобы его спрогнозировать, нужна более детальная проработка механизмов внедрения предлагаемых решений. В целом стратегия может быть реализована не раньше чем к 2035 г., как и программа развития набережных Москвы-реки. 
 
Д.Ш.: Как называется данная стратегия, и какова ее основная идея?
 
Ю.К.: Работа называется «Река Яуза. Стратегия развития прибрежных территорий». Мы рассматривали участок русла Яузы, который находится в Северо-Восточном административном округе - это территория от МКАДа до Сокольников. Если посмотреть на карту, то пойменная территория реки делит СВАО ровно пополам, то есть находится в равной доступности для всех точек округа и является одним из его знаковых структурообразующих объектов. Учитывая активно обсуждаемые идеи о децентрализации города, о притяжении активности жителей на периферийную территорию, учитывая развитие общественных пространств и озелененных территорий, Яуза и ее прибрежная зона могли бы стать единым крупным парком, возможно, одним из самых больших парков в Москве. Вместе с этим, мы хотим создать что-то новое, что может дать именно эта территория. 

Д.Ш.: Какие изменения предлагаются данной стратегией?
 
Ю.К.: Мы проанализировали состояние прибрежных территорий. Многие из них уже сейчас в достаточно хорошем состоянии. Но проблема в том, что эти участки расположены в разных частях течения реки. Они разбросаны. Первоначально предполагается соединить их в единую береговую полосу. Для этого необходимо выделить те территории, которые уже наилучшим образом благоустроены, и создать связи между ними.

Во вторую очередь, мы рассматриваем участки, прилегающие к реке, которые предполагается реорганизовать в соответствии с генпланом Москвы и разработанными проектами планировок. То есть это коммунальные, складские и промышленные зоны, которые предполагаются к выводу, и территории с нарушенным рельефом. Условно говоря, это территориальные резервы, которые обладают потенциалом к развитию. Третья фаза - это создание единого парка в общем бассейне рек Яузы, Лихоборки, Чермянки и комплексное благоустройство всей прибрежной территории и тех участков, которые непосредственно на нее выходят. 

Д.Ш.: Есть ли задача обустроить набережные пешеходными маршрутами и велодорожками?
 
Ю.К.: Да, в концепции мы рассматриваем сеть различных маршрутов. Причем идея была такова, чтобы каждый участок поймы реки был наполнен максимально разнообразными маршрутами. Мы проанализировали функциональный состав того, что есть сейчас, выявив точки концентрации спортивных объектов, детских площадок, рекреационных озелененных территорий.

В резервных местах мы предлагаем добавить то, чего нет поблизости, чтобы разнообразная инфраструктура была распределена равномерно. Соответственно, между объектами этой сети, между точками-магнитами должны быть проложены различные маршруты - это и велосипедные дорожки, и пешеходные маршруты, и беговые маршруты, причем разной протяженности. Это сделано для того, чтобы было возможно пробежать как 3 км, так и 5 км, и 10 км, и полумарафон, и даже марафонский маршрут, который может пройти вдоль всей реки на территории СВАО. Там как раз можно организовать  маршрут длиной в 42 км, который бы не повторялся.

Также планируется устройство различных маршрутов для натуралистов, для экотуризма. Мы проанализировали, какие учебные заведения находятся на ближайшей прилегающей территории. В основном, это школы. В зонах их концентрации мы предлагаем организовать дендрологические и натуралистические маршруты для того, чтобы изучать флору и фауну реки, проводить открытые уроки. Задача состоит в том, чтобы максимально разнообразно использовать потенциал реки. 
 
Д.Ш.: Будет ли развиваться речной транспорт?
 
Ю.К.: Я думаю, что речной транспорт не для этой реки - ее функция скорее рекреационная, чем транзитная. Мы анализировали эту возможность, но не предлагаем использовать реку в качестве транспортной артерии. Река во многих местах не особо широкая. Большую скорость речной транспорт развить не сможет, учитывая ширину русла и его конфигурацию, то есть передвижение будет не быстрее, чем на велосипеде. Дополнительная сложность заключается в создании сети причалов и конечных станций, где могли бы стоять корабли. Скорее всего, будет организован какой-то водный спорт типа байдарок, каякинга, тем более что в некоторых местах это уже есть. Иными словами, на Яузе нет смысла организовывать речные маршруты, которые использовались бы именно как транспорт, а не как развлечение. 

Д.Ш.: Какие еще виды активного отдыха сможет предложить москвичам данная территория?



Ю.К.: Прибрежная территория Яузы состоит из нескольких слоев, в числе которых есть исторический и социокультурный слой - здесь есть несколько церквей, усадеб, фортификационных сооружений. Для широкого круга аудитории предложены различные варианты досуга: это беговые маршруты, различные места для пикника, площадки для выгула и содержания домашних животных, исторический маршрут, образовательный маршрут по флоре и фауне.

В планах также есть ночной маршрут, потому что сейчас вдоль реки мало мест, которые освещаются, тем не менее, есть возможность сделать кольцевой маршрут, который будет хорошо освещен. На нем будут расположены объекты, которые могли бы оживить эту территорию и в темное время суток - летние кинотеатры, танцплощадки. Может даже появиться свадебный маршрут, который свяжет между собой церкви и два ЗАГСа, которые расположены вдоль реки. Также предложены проекты нескольких точек первоочередного роста - новые объекты инфраструктуры, модульные центры типа коворкинг-мастерских и так далее.

Д.Ш.: Рассматривается ли возможность очистки воды в Яузе?
 
Ю.К.: Это та часть, которая в будущем должна быть разработана более детально. Однако эта река не такая грязная, как Москва-река. Она начинается в Лосином острове и практически нигде, кроме небольшого участка в Мытищах, не течет через производственные территории. Да, есть места, где состояние воды похуже - там течение не такое сильное и река заболачивается. Но в целом ее экологическое состояние достаточно неплохое. Тем не менее, все равно с этим нужно работать. Я думаю, что средства природной фильтрации и технологии, предлагаемые к очистке Москвы-реки, могли бы быть применены и здесь. Но в зависимости от того, в каком направлении будет развиваться концепция в дальнейшем, нужны будут дополнительные исследования, изыскания и решения данной проблемы. Пока что детально этот вопрос не рассматривался в данной работе.  
 
Д.Ш.: Эта концепция разрабатывалась совместно со студентами МГСУ. Какую конкретно работу они проводили?
 
Ю.К.: Да, студенты и магистры нашего университета принимали участие во всех мозговых штурмах, посвященных реке, во всех проектных семинарах, которые мы проводили. Они осуществляли техническую часть работы - собирали исходные данные, проводили натурную фотофиксацию, выполняли схемы, то есть большую часть работы по сбору, первичному анализу и финальной верстке и выполнению буклета. Все это было сделано при помощи и с участием ребят.

Д.Ш.: Когда стратегию представят на рассмотрение мэру?
 
Ю.К.: Я думаю, что в ближайший месяц.

Рубрика: Строительство

Тема: Развитие реки Яузы Следить за темой

Другие материалы по теме: 6

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок