Меню Поиск

Закрыть

Московские учителя в сентябре 2015 г. пройдут обучение по оценке знаний школьников без отметок (интервью)

03.08.2015 18:00

Московские учителя в сентябре 2015 г. пройдут обучение по оценке знаний школьников без отметок (интервью)

Теги: Школы , Учителя , ЕГЭ , Ученики

В сентябре 2015 г. пройдут обучающие семинары для учителей столичных школ, планирующих начать работу по новой системе оценки знаний, которая предполагает отмену классических оценок и позволяет отмечать только достижения ученика. О результатах тестирования новой системы оценки знаний в столичных школах, а также о том, как разделение ЕГЭ по математике на профильный и базовый уровни отразилось на результатах московских школьников, и о том, необходимо ли учить школьников делать безопасные селфи, в интервью корреспонденту Агентства городской новостей «Москва» Инне Овчинниковой рассказал директор ГБОУ «Московский центр педагогического мастерства», руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по математике Иван Ященко.

Инна Овчинникова (И.О.): Расскажите, как в этом году в столице прошел ЕГЭ по математике, впервые разделенный на базовый и профильный уровень. Каковы результаты?

Иван Ященко (И.Я.): Подводить итоги еще рано, потому что еще идет анализ результатов, еще заканчивается обработка апелляций и резервных дней, поэтому мы еще ждем окончательных цифр. Но уже видно, что в целом результаты ребят улучшились, и это очень хорошо заметно на волне честного ЕГЭ. Теперь мы можем говорить, что те цифры, которые есть, они действительно отражают уровень знаний ребят. И это особенно важно на уровне так называемых вузовских баллов, и тут отдельно бы хотелось отметить математику, потому что действительно в этом году произошел очень важный шаг, когда математика разделилась на базовую и профильную. Это дает возможность для каждого достойно сдать экзамен, выбрав ту траекторию математической подготовки, которая ему нужна для дальнейшего продолжения образования.

Отдельным мощным направлением является вероятность и статистика, которая в соответствии с новыми стандартами была введена в школьную программу, и сегодня развивается, - это действительно делает математическое образование ближе к жизни. И вот возможность сдать математику на двух уровнях, а в этом году довольно много московских выпускников выбрали оба уровня, как отмечали выпускники и их родители, это существенно снизило психологическую нагрузку на выпускника. Уже несколько лет оценка за ЕГЭ не влияет на школьный аттестат, поэтому это, условно говоря, зачет-незачет, если ты сдал обязательный ЕГЭ, ты прошел итоговую аттестацию, если предмет необязательной, то это вообще не имеет никакой связи со школьной жизнью, то есть это для вуза. Поэтому ситуация, когда человек спокойно, достойно сдает базовую математику и получает хорошую оценку еще и очень важно ориентирует учебный процесс.

И.О.: В следующем году будут меняться КИМы по математике?

И.Я.: Я бы подчеркнул, что все изменения делаются после длительного обсуждения, то же самое разделение математики на базовый и профильный сопровождалось длительным обсуждением, публикацией в интернете проектов всех нормативных актов. Более того, во все регионы были направлены соответствующие письма, чтобы регионы к этому отнеслись с пониманием. Очень важно, что это было сделано очень мягко для выпускника, если кто-то что-то не понял, то можно сдать обе математики. Если ты выбрал по ошибке профильную математику, перепутав с базовой, и получил по ней «два», то на пересдачу можно было выбрать уровень. Это перестает создавать у ученика чувство математической ущербности. Сегодня родители начинают понимать, что ребенку не нужно 100 баллов, человеку нужен тот балл, который ему нужен для дальнейшей работы, поэтому базовая математика дает огромные возможности.

И.О.: Возможность выбирать базовый и профильный уровень будет и в следующем году?

И.Я.: Эти правила все обычно публикуются Рособрнадзором и действительно очень важно, чтобы какие-то изменения приводили к улучшению ситуации для выпускника. Вот разделение на базовый и профильный - это довольно сильное изменение, но оно в пользу выпускника, оно дает ему больше возможностей. Для человека, который просто решил не пользоваться этой возможностью, ничего не изменилось.

Еще одно серьезное изменение в профильной математике - это то, что в части «С» появилась задача экономического содержания. То есть задания, которые позволяют проявить себя ребятам, которые выбирают экономические специальности. Если раньше человек боролся за высокие баллы в экономический вуз, он все равно должен был решать задачи тех типов, которые больше характерны для ведущих инженерных вузов, а теперь у него появилась возможность получить высокий балл, решив задачу экономического содержания. Получается, что люди больше внимания уделяли этим задачам при подготовке, а это значит, что абитуриенты в вуз придут более подготовленные. Все задачи соответствуют стандартам, все задачи можно решить, используя знания школьной программы. Но, естественно, базовые задания - это применение математических знаний ровно в той ситуации, с которой ты сталкивался, а задания высокого уровня сложности, та самая часть «С», - это задания, где тебе нужно применять математические знания в новой ситуации.

И.О.: На ваш взгляд, в этом году процедура ЕГЭ стала прозрачнее и объективнее?

И.Я.: Если говорить о Москве, то, что называется, прозрачнее некуда. Я много езжу по регионам и прекрасно вижу, что Москва является одним из передовых регионов в этом смысле - работы публикуются в интернете, максимально прозрачная процедура через портал государственных услуг, записи на все процедуры, все максимально сделано для ученика, для получения честного и достойного результата. Даже те меры, которые выпускники и родители воспринимают, как меры, направленные против выпускников, то же видеонаблюдение, мы же с вами прекрасно понимаем, что эти меры помогают выпускникам играть честно, а это значит, выигрывает сильный. Это лучше и для выпускника, и в вузы придут более подготовленные абитуриенты.

И.О.: В этом году московские школьники взяли рекордное количество медалей на финальном этапе Всероссийской Олимпиады. Какие предметы нужно еще подтянуть? И как будет проходить подготовка по новым предметам в олимпиаде - итальянскому, испанскому и китайскому языкам?

И.Я.: Мы, конечно, радуемся нашим результатам, но сейчас мы уже перешли от радости успехам прошлого года, к подготовке к следующему. Уже начались международные олимпиады, в команду России на международной олимпиаде входят московские школьники и мы, конечно, волнуемся.

Хотелось бы обратиться к ребятам и родителям - лето, конечно, время отдыха, но на нашем официальном сайте этапов всероссийской олимпиады школьников в Москве уже опубликованы подготовительные материалы, задачки прошлых лет, то есть действительно пора потихонечку летом готовиться к следующему олимпиадному сезону. Еще есть предметы, в которых мы можем еще дальше улучшать результаты, в частности физкультура, экология и астрономия. На них в первую очередь мы будем направлять свои основные усилия.

Что касается новых предметов, напомню, что в соответствии с решением Минобрнауки и Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников, у нас добавляется три языка в олимпиаду - это китайский, итальянский и испанский языки. Мы готовим сейчас вместе с коллегами материалы. Мы стараемся сотрудничать с ведущими вузами города и в ближайшее время, я думаю, уже в конце августа мы объявим уже время для консультаций, опубликуем соответствующие подготовительные задания. Мы приложим все усилия, чтобы участвовали не только те дети из школ и классов, где эти языки специально изучаются, но каждый московский школьник в любой школе смог принять участие в данной олимпиаде. Потому что школьник может учиться в крупном комплексе, увлекаться химией и биологией, но при этом в силу, например, семейных традиций, человек любит итальянский или китайский язык и изучал его самостоятельно. И такие ребята смогут себя проявить.

И.О.: А стоит ли расширять преподавание этих предметов в школах?

И.Я.: Вы знаете, попадание предмета в олимпиаду, это, конечно, определенный толчок, не только в виде уроков или специализированных классов, а в виде, скажем, дополнительного образования. Если 30 лет назад язык мог быть просто отдельной профессией, то сейчас все больше и больше хорошее знание языка становится очень важной компетенцией, которая позволяет быть успешным практически в любой профессии. То есть, кроме того, что выиграв олимпиаду по итальянскому языку, ты можешь закончить лингвистический вуз, сегодня ты может стать успешным бизнесменом и активно заниматься контактами с Италией.

Про китайский язык сейчас говорить особенно актуально, потому что по разным оценкам маркетологов, человек с китайским языком, может рассчитывать в среднем на 30% большую зарплату, чем без китайского. Причем с учетом динамического роста сотрудничества с Китаем, это верно почти про любую профессию, от науки до журналистики. Еще раз подчеркну, это может быть и классами, и как важное дополнение через систему дополнительного образования к другому базовому образованию. Более того, благодаря этому у нас происходит и обратный процесс, то есть наши знаменитые английские спецшколы за последние годы мощно у себя усилили направление других предметов, и одно из таких является физико-математическое направление.

И.О.: Если родители выдвинут инициативу относительно дополнительных занятий по языкам, школа будет иметь возможность их организовать?

И.Я.: Конечно, у школ есть такая возможность. Мы методически поддержим, центр педагогического мастерства по всем предметам разрабатывает материалы для школы, для внеклассной работы, связанной с олимпиадами. Мы абсолютно уверены, что первый этап выполнен, - мы обеспечили проведение во всех школах школьного этапа. Теперь этот школьный этап стал не изолированным мероприятием, теперь нужно обеспечить подготовленность ребенка, а после олимпиады с ним это нужно разобрать.

И.О.: В этом году несколько московских школ также тестировали новую систему оценивания достижений учащихся, так называемую безоценочную систему. Каковы результаты этого года? Будут ли с сентября к этому проекту присоединяться другие школы?

И.Я.: Подробно мы будем презентовать этот проект осенью для школ, которые захотят присоединиться к нему. Проект вводится очень мягко, мы его не форсируем, потому что работать по такой системе должны захотеть и учителя, и родители, это действительно не просто замена одних циферок на другие, или циферок на звёздочки, - это изменение логики оценивания. Вместо того, чтобы человека наказывать за каждую промашку, нужно хвалить за результаты и указывать, над чем еще стоит поработать. Главное, что мы хотим побороть, это чтобы оценка перестала быть «ярлыком». Проект стал возможен благодаря тому, что все больше и больше родителей и выпускников, в первую очередь, обращают внимание не на текущую оценку, а обращают внимание на то, какие ты знания получил, и какие баллы ты получишь на выходе. То есть к оценкам начинают относиться как к инструменту управления качеством образования.

И.О.: Что говорят о результатах учителя, которые работают в этом проекте?

И.Я.: Пока проекту в его практической плоскости всего год, поэтому рано еще подводить какие-либо научные итоги и оценивать эффективность. Пока мы можем опираться только на экспертные оценки. Могу сказать, что повысилась мотивация к учебе, и повысились результаты на внешних независимых диагностиках, при этом еще раз подчеркну, что это первый год и к этим цифрам нельзя относиться уверенно.

И.О.: Будут ли проводиться семинары или курсы учителей, которые захотят работать по такой системе в следующем году?

И.Я.: Конечно, все учителя, которые уже работают, такие семинары прошли, потому что этому нужно научиться. Осенью будет проведен следующий семинар, регистрация уже открыта.

И.О.: В конце хотелось бы узнать ваше мнение как педагога по поводу растущей проблемы селфизависимости. Недавно МВД презентовали памятку безопасного селфи и сообщили, что намерены в школах проводить беседы в связи с участившимися случаями получения травм и даже смертей от селфи. Как вы считаете, нужны ли в школах такие уроки безопасного селфи?

И.Я.: Мне кажется, речь тут идет не конкретно о селфи, а вообще молодежь часто склонна к неоправданному экстриму, и он может проявляться по-разному. Человека в первую очередь нужно учить оценивать опасность. Тут дело не в том, что нужно аккуратно делать селфи, а дело в том, что это является некоторым поводом рассказать человеку лишний раз, что вообще окружающий мир полон определенных опасностей, особенно, если эти риски усугублять и нарушать какие-то правила.

И.О.: На ваш взгляд, об этом должны рассказывать на уроках ОБЖ?

И.Я.: Нет. Селфи может быть просто поводом поговорить о разумной безопасности. Даже экстремальными вещами можно заниматься продуманно и безопасно. Я уверен, что это очередная мода, и не нужно преувеличивать ее опасности. В каждом поколении были свои увлечения - пройдет, что называется, просто к этому нужно относиться здраво.

Рубрика: Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок