Меню Поиск

Закрыть

Ситуация с утилизацией ТБО в Московском регионе

30.12.2014 17:54

Ситуация с утилизацией ТБО в Московском регионе

Теги: ТБО , Московская область

В Москве и области проблема утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) стоит самым острым образом. Не хватает мусороперерабатывающих мощностей – как полигонов ТБО, так и мусороперерабатывающих производств (на территории Московской области их просто нет). Ситуацию осложняло долгое отсутствие взаимодействия между Москвой и областью и бездействие прежнего руководства Московской области, много лет не предпринимавшего никаких шагов в этом направлении. С приходом нового руководства в эти субъекты федерации дело сдвинулось с мертвой точки. В программе по закрытию полигонов ТБО в Московской области, начатой с 2013 г., количество объектов увеличилось с 24 до 26. Строительство новых мусороперерабатывающих предприятий начнется в 2015-2018 гг.

Общая ситуация с мусором в Москве

Москва производит 5,6 млн тонн мусора в год, 0,77 млн тонн поступает на три мусоросжигательных завода, остальное вывозится на два почти исчерпавших ресурс подмосковных полигона – «Хметьево» и «Дмитровский», а также в другие регионы. (Источник)

В целом Московский регион ежегодно накапливает 10 млн тонн отходов. Некоторые эксперты говорят, что мусора производится больше — по некоторым оценкам, до 30 млн тонн ежегодно. Разнобой в цифрах возникает из-за несанкционированных свалок (их насчитывается около тысячи, и занимают они почти 1 тыс. га земли). (Источник)

Мэр Москвы Сергей Собянин еще в марте 2011 г. заявил, что новых мусоросжигающих заводов в столице строиться не будет. В июне 2013 г. он подтвердил это намерение: «Планов по строительству мусоросжигательных заводов в Москве нет. В мире стараются уходить от создания такого рода предприятий, ведь там уничтожаются достаточно ценные материалы. Упор делается на сортировку и переработку отходов, и мы будем делать то же. У нас есть договоренность с администрацией Подмосковья о создании совместной стратегии мусоропереработки. Сначала определим, где и в каком объеме она будет проводиться, потом постепенно уйдем от действующих переполненных полигонов вблизи Москвы и внедрим другие виды утилизации». (Источник)

В сентябре 2014 г. московские власти закрыли мусоросжигающий завод «Эколог» в Некрасовке. С.Собянин сообщил, что завод закрыт по многочисленным просьбам местных жителей, которые жаловались на плохую экологию из-за работы предприятия. Он заявил, что «реабилитацию» пройдет расположенная в Некрасовке свалка, а Люберецкие очистные сооружения будут реконструированы: «Что касается свалки, расположенной здесь, - через неделю мы приступим к ее реабилитации, таким образом, чтобы она была экологически безопасной». (Источник)

В марте 2013 г. С.Собянин принял участие в совещании у президента России по вопросу утилизации ТБО. Владимир Путин отметил, что в стране скопилось уже 90 млрд т отходов, и ежегодно они пополняются на 3 млрд т. Президент России призвал изменить эту ситуацию и создать такие условия, при которых промышленные предприятия переходили бы на замкнутые и безотходные технологии.

Эксперимент по передаче в одни руки сбора, вывоза, переработки и утилизации мусора

В декабре 2012 г. в ЮЗАО был проведен эксперимент по передаче одной компании полномочий по сбору, вывозу, переработке и утилизации мусора. Выигравшая тендер компания «МКМ-логистика» получила подряд на 15 лет, стоимость контракта составила 25 млрд руб. По условиям конкурса компания должна была создать свою инфраструктуру — полигоны, специализированный автопарк, сортировочные станции, мусороперерабатывающие заводы. Вся техника должна быть оснащена приборами «Глонасс», иметь блокировку несанкционированной загрузки контейнера, чтобы избежать «левого груза», работать на топливе экологического класса не ниже «Евро-4». Дополнительных средств этот эксперимент не потребовал: стоимость определялась стандартной субсидией (2,08 руб. в месяц за вывоз мусора с 1 кв. м общей жилой площади). (Источник) До этого вывозом и утилизацией московского мусора в ЮЗАО занималось более сотни компаний. Такая система, по мнению властей, ни к чему, кроме криминализации этого бизнеса, не приводила. (Источник)

В конце 2013 г. эксперимент был признан успешным и распространен еще на 4 округа: Северный, Северо-Восточный, Западный, Юго-Восточный. По мнению руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, в результате консолидации отрасли увеличится участие бизнеса в сфере обращения с отходами. Как отмечалось, в свою очередь это позволит:
— сократить бюджетные расходы на систему сбора и сортировки отходов;
— повысить прозрачность «мусорного» рынка;
— сформировать единую стоимость на вывоз отходов по округу.
В итоге компаниям будет выгоднее не просто вывозить мусор на полигоны, а предварительно осуществлять сортировку отходов, отправляя значительную часть отходов на переработку во вторсырье. В результате будут сокращены объемы мусора для захоронения и улучшена экологическая ситуация в регионе.

Самый дорогой контракт на 21,7 млрд руб. в Северо-Восточном округе получило ООО «Хартия». ООО «МСК-НТ» получило контракт в Юго-Восточном округе за 17,3 млрд руб., ООО «Эколайн» – в Северном (16,9 млрд руб.), ООО «МКМ-логистика» – в Западном (14,79 млрд руб.). (Источник)

В ноябре 2014 г. был объявлен тендер еще по четырем округам - СЗАО, ЦАО, ВАО и Зеленоград. По итогам открытых конкурсов ГКУ «Мосэкопром» стоимость контрактов составила 46,3 млрд руб. Победителями конкурсов стали четыре компании: в СЗАО победителем признано ООО «Спецтранс», в ЦАО - ООО «ЭкоЛайн», в ВАО - ООО «Хартия» и в Зеленограде - ООО «МСК-НТ». В рамках договоров компании будут обязаны осуществить внедрение комплексной системы по обращению с отходами, включающей широкий спектр мероприятий по обеспечению повышения качества экологической обстановки в столице. (Источник)

Московская область: закрытие полигонов ТБО и планы по строительству мусороперерабатывающих мощностей

Предложение губернатора Московской области Андрея Воробьева о закрытии в 2013 г. 24 свалок в Подмосковье нашло поддержку в Кремле. В мае 2013 г. власти Московской области заявили, что до конца 2013 г. предполагается закрыть более 20 полигонов ТБО из 39.

В правительстве Московской области объяснили, что ситуация критическая, так как Москва производит огромное количество мусора — порядка 3,5 млн тонн бытовых и около 6 млн тонн промышленных отходов. И если заметная часть (по некоторым оценкам — до 60%) промышленных отходов перерабатывается, то в случае с ТБО в переработку попадает менее 1%. По данным областного правительства, в Подмосковье размещается порядка 20% всех образующихся в стране ТБО.

Как рассказал «Известиям» министр экологии и природопользования МО Анзор Шомахов, проблемы ТБО обсуждались в мае 2013 г. на всероссийском совещании по вопросу утилизации опасных промышленных и бытовых отходов: «В ближайшие годы в Московской области планируется строительство пяти мусороперерабатывающих комплексов. Через семь лет, к 2020 г., их количество должно увеличиться до 19. В период строительства мусороперерабатывающих комплексов потоки образующихся твердых бытовых отходов будут перераспределены на действующие полигоны. Не исключено, что на договорных условиях некоторые объекты могут быть размещены на территориях соседних регионов».

По данным правительства МО, объем накопления бытовых отходов в Подмосковье превысил 120 млн тонн и продолжает расти. Остаточный ресурс действующих полигонов — порядка трех лет. Уже к 2015 году прогнозируется исчерпание ресурсов у более чем 80% лицензированных полигонов ТБО. (Источник)

В ноябре 2013 г. А.Шомахов сообщил, что количество и местоположение заводов определит программа, которая формируется в областном министерстве: «Заводы надо строить ближе к местам образования мусора, а полигоны могут быть и дальше. Мы собираемся минимум в два, а максимум в три раза сократить объемы мусора, подлежащего захоронению. Заводы появятся в Дмитровском, Волоколамском, Воскресенском, Егорьевском, Клинском, Коломенском, Можайском, Наро-Фоминском, Ногинском, Солнечногорском, Ступинском, Талдомском, Чеховском, Орехово-Зуевском, Пушкинском, Сергиево-Посадском, Истринском, Раменском районах и в городском округе Домодедово. Первые пять многофункциональных мусороперерабатывающих комплексов нового поколения построят в области в течение трех лет, остальные – до 2020 г. Программа у нас будет сверстана уже в этом году, затем мы ее отправим на экологическую экспертизу, в рамках которой она будет вынесена на общественное обсуждение. И только после этого направим в правительство. Рассмотрена правительством она будет не раньше весны». (Источник)

В феврале 2014 г. А.Шомахов сообщил, что семь полигонов ТБО, находящихся в черте населенных пунктов на территории Подмосковья, должны быть закрыты в течение 2014 г., а всего в программе по закрытию полигонов ТБО, начатой с 2013 г., количество объектов увеличилось с 24 до 26. Всего в 2013 г. планировали закрыть 24 полигона, власти за 2013 г. закрыли всего четыре объекта, и также четыре с начала 2014 г. (Источник)

В марте 2014 г. А.Шомахов заявил, что строительство новых мусороперерабатывающих предприятий начнется «в пределах трех лет», и заниматься этим будут «коммерческие предприятия, а не государство», а власти области выступят только как организатор. По его словам, область будет добиваться изменений в федеральное законодательство, которое сегодня не позволяет организовывать такие предприятия. По его словам, концепция, разработанная властями МО, «была принята и Минстроем, и Министерством ЖКХ РФ, и Минэкономики РФ. На всех совещаниях приняли нашу схему, которая предусматривает обязательность такой переработки в общем процессе обращения с отходами и создания вертикально интегрированных систем, которые будут отвечать за эту услугу от начала до конца. Пока трудно говорить, где будут располагаться мусороперерабатывающие заводы, а что касается их количества — их будет не менее десяти». (Источник)

В марте 2014 г. вице-губернатор Московской области Ильдар Габдрахманов сообщил, что власти МО планируют в середине лета сформулировать модель создания на территории региона мусороперерабатывающих заводов в рамках государственно-частного партнерства с инвесторами. По его словам, речь идет о строительстве минимум 10 заводов: «Сейчас идет анализ оптимальных мест их расположения - так, чтобы в районе расположения площадок жило минимальное количество людей». По планам властей это будет высокотехнологичная переработка мусора, с наличием сортировочных комплексов - так, чтобы в результате из 100% мусора можно было переработать до 30%». (Источник)

В апреле 2014 г. А.Шомахов сообщил, что на территории Московской области действует 31 полигон ТБО, в 2014 г. планируется закрыть 18 свалок, в итоге останется 13 действующих полигонов, которые в течение трех лет смогут осуществлять захоронения, после чего исчерпают свои мощности. По его словам, утилизацией мусора на территории МО должна заниматься вертикально интегрированные компании: «организацией мусорных контейнеров и их содержанием, вывозом с помощью транспорта, отвечающего современным экологическим требованиям, переработкой, которой сейчас, в принципе, нет, и захоронением. Мы предполагаем, что это возможно в случае формирования территориальных кластеров и проведения аукционов на обслуживание этих зон».

По словам министра, два-три района будут объединены в один территориальный кластер. Что касается планов строительства мусороперерабатывающих заводов, то, по словам министра, до конца года будет проведена работа по разграничению территорий региона на кластеры, и подготовлены участки для строительства мусороперерабатывающих заводов. Министр подтвердил намерение властей региона сотрудничать с Москвой: «Мы прекрасно понимаем, что Москва не имеет права по действующему законодательству захоранивать отходы на территории города. В связи с этим мы формируем схему строительства мощностей по переработке отходов с учетом московских объемов. Это неизбежно. Мощности должны быть, и столичные отходы должны перерабатываться. Но перерабатываться они должны за счет Москвы и москвичей». (Источник)

В мае 2014 г. А.Воробьев отмечал, что некоторые из находящихся на территории Подмосковья 39 официальных полигонов ТБО расположены в городской черте. Он заявил, что найдены новые территории вдали от населенных пунктов. Прежде, чем эти полигоны начнут работу, они должны быть подведены под современные экологические требования. «Нами подобраны участки в безлюдных местах. Мы изменили санитарную зону – она увеличена до 1,2 км. Изменена кардинальным образом технология: раньше мусор захоранивали прямо на почве, что приносило ущерб грунтовым водам. Новые полигоны предполагают самые современные европейские технологии, смысл которых – бетонная подоснова и прочее», - подчеркнул губернатор. (Источник)

В июле 2014 г. председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов заявил, что власти Московской области намерены в течение двух лет наладить переработку 50% мусора столичного региона, вдвое сократив тем самым объемы его захоронения: «Мы ставим перед собой цель - после принятия федерального закона («О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления») достичь 50% по переработке мусора, то есть вполовину сократить то количество, которое сегодня захоранивается официально. Мировой опыт говорит, что это все перерабатывается, есть технологии, нужно заинтересовывать инвесторов». Он отметил, что на это потребуется около одного-двух лет, также есть задача в течение двух лет закрыть все старые полигоны ТБО, которые переполнены: «Предстоит серьезная работа. Нужно строить современный новый полигон и строить завод по переработке. Нужны единые правила игры, единый регулятор, который будет прописан в федеральном законе, тогда придут инвесторы и меньше будет бардака». (Источник)

В ноябре 2014 г. Мособлдума приняла закон о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и региональными властями, по которому вопросы организации утилизации и переработки мусора будут решать на областном уровне. «Проектом закона предусматривается передача полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с муниципального уровня на региональный уровень», - пояснял в связи с этим министр экологии и природопользования А.Шомахов. Ранее основные полномочия в сфере обращения с отходами были возложены на органы местного самоуправления. (Источник)

В декабре 2014 г. А.Шомахов сообщил, что в Московской области может появиться многофункциональный экологический комплекс по утилизации ТБО, и он будет принимать весь мусор, который собирают в области: «Он будет принимать мусор исходя из общего объема мусора на территории Московской области. Сколько нужно будет, столько туда и повезем. На территории Московской области образуется порядка 4,5 млн тонн отходов в год на сегодняшний день. Если мы только один завод построим, то все 4,5 млн тонн там надо перерабатывать. Если мы два построим, соответственно в два раза меньше. Чем больше мы сможем найти земельных участков под подобные объекты, тем проще нам будет их строить по мощности». Он отметил, что комплекс может появиться вблизи деревни Аргуново в Раменском районе, однако жители негативно воспринимают подобную идею, опасаясь, что это принесет вред экологии близлежащих деревень. Большинство жителей считают, что объект нужно построить в любом другом месте. (Источник)

23 декабря 2014 г. Госдума приняла поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Перед вторым чтением были сняты поправки, предложенные Москвой, – о праве региона на лицензирование соответствующего бизнеса. Закон в этой редакции был подвергнут критике, в частности, со стороны корпорации «Ростех», претендовавшей на монополизацию рынка мусорорепеработки.

В октябре 2014 г. замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин в интервью журналу «Огонек» подверг критике планы руководства Московской области. По его словам, у области нет ресурсов на строительство современных мусороперерабатывающих предприятий: «Это дорогие предприятия, и каждый такой завод стоит до 300 млн евро. Таких инвесторов у нас в России пока нет. У Московской области есть планы на такие заводы. Но посчитайте сами. Сегодня вы, проживая в Москве, платите 170 руб. за вывоз и захоронение кубометра отходов. Что это означает? Что качественных мусороперерабатывающих заводов у нас не появится. Для этого все равно нужны дополнительные инвестиции». Р.Гизатуллин отметил, что не понимает, как будут реализовываться эти планы, прогнозируя попытки строительства новых полигонов ТБО вместо мусороперерабатывающих производств. «Московские власти готовятся выделить земельные участки неким инвесторам, которые хотят строить предприятия ценой 200 млн евро. Откуда они эти 200 млн возьмут? Не исключаю ситуации, когда, получив участок, инвесторы будут сетовать на отсутствие средств на строительство завода и вместо него предложат организовать полигон, чтобы хоть как-то зарабатывать. Ведь нормальный полигон в любом случае лучше свалки», - отметил замминистра.

Он также считает, что мусоросжигающие заводы убыточны: «Да, мы должны извлекать и перерабатывать из нашего мусора то, что можно, а дальше все зависит от бизнес-модели. Завод по мусоросжиганию – это очень затратная энергоемкая штука. Наши московские мусоросжигательные заводы давно бы остановились, если бы не получали денег из бюджета Москвы». (Источник)

Приложение

Хозяйственная принадлежность и дата закрытия полигонов ТБО, расположенных на территории Московской области[/b]

Презентация Стратегии создания комплексной системы утилизации и обезвреживания отходов на территории Московской области (включает карту предполагаемого строительства мусороперерабатывающих производств до 2020 г.)

Рубрика: Экономика , Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок