Меню
Расширенный поиск
    Развернуть
    Закрыть
     

    Интервью М.Хуснуллина об итогах 2014 г. и градостроительных планах на 2015 г.

    22.12.2014 11:02

    Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в интервью Агентству городских новостей «Москва» рассказал об итогах уходящего года и планах по строительству транспортной инфраструктуры, реконструкции стадионов, вводу недвижимости и развитию промзон. Кроме того, М.Хуснуллин рассказал о методах привлечения инвесторов в сложных экономических условиях и планах города по проведению новых международных конкурсов.

    Агентство «Москва» (А.М.). Марат Шакирзянович, давайте сначала пройдемся по итогам года. Чего удалось добиться Комплексу градостроительной политики и строительства Москвы в этом году? Реализованы ли все намеченные на уходящий год планы?

    Марат Хуснуллин (М.Х): Мы неплохо заканчиваем год. Мы практически все, что для себя наметили, выполняем. Главное достижение этого года, я считаю, состоит в том, что мы все-таки все больше и больше градостроительную политику разворачиваем в сторону людей. Чтобы жителям и гостям города было комфортно от того, что в городе строится и делается. За прошедший год было построено огромное количество пешеходных и велосипедных дорожек. Все новые автомобильные трассы сегодня мы делаем с выделенными полосами для общественного транспорта.

    А.М.: Сколько километров дорог было введено в столице за этот год?

    М.Х.: Могу сказать, что мы на сегодняшний день уже построили около 80 км дорог. Я думаю, за последние две недели введем еще два крупных объекта, и показатель у нас будет около 90 км дорог. В 2010 г. мы сдавали 19 км дорог, в 2011 г. - порядка 30 км. Мы нарастили объем строительства дорог более чем в четыре раза, причем почти везде мы строим выделенную полосу для общественного транспорта.

    А.М.: А как вы оцениваете темпы строительства метро в 2014 г.?

    М.Х.: Мы активно строим метро и продолжаем развитие общественного транспорта, но в этом году мы запустили недостаточное количество станций, у нас сдвинулось строительство станций «Саларьево» и «Румянцево», они перенесены на следующий год. В 2014 г. мы сдали 2,5 км метро и две станции, но мы за этот год сделали задел, мы прокопали большое количество тоннелей, большое количество станций начали строить. В последующие три года мы сдадим около 60 км линий метро, то есть мы весь этот год работали на задел для следующих лет. Мы официально за год не отчитались, но у нас около 100 км тоннелей прокопано. Одновременно в стройке находится порядка 30 станций. Результат появится 2015-м, 2016-м, 2017-м г.

    А.М.: Марат Шакирзянович, скажите, а как шла работа над проблемными дорожными объектами?

    М.Х.: Из дорожных объектов мы не закончили Алабяно-Балтийский тоннель в полном объеме, но мы поменяли подрядчика. Сегодняшняя процедура смены подрядчика составляет около одного года, мы за полгода всю эту процедуру провели. Сегодня работа идет полноценно, фактически все строительные работы по Алабяно-Балтийскому тоннелю закончены. Мы настроены, буквально, либо в последние дни до Нового года, либо в начале следующего года запустить, потому что там все готово. Соответственно, ул. Большая Академическая и Берзарина тоже находятся в стройке. Кроме того, нам не удалось закончить Щелковское шоссе. К сожалению, тоже возникли проблемы с подрядчиком, который не выполнил своих обязательств. Сейчас мы с ними находимся в разбирательствах, судах, требуем неустойку за несвоевременную сдачу объектов. Я думаю, что к середине следующего года объект будет достроен. Это то, что не удалось, но удалось построить почти 90 км дорог. Я могу сказать еще одну очень важную вещь - мы все остальные объекты построили с опережением срока - от одного до шести месяцев быстрее ранее запланированных сроков. Мы построили все объекты примерно на 25% дешевле, чем изначально планировалось. Здесь у нас очень хороший результат.

    А.М.: По вводу недвижимости - удалось ли реализовать запланированный объем в этом году?

    М.Х.: В этом году мы выйдем на рекордный ввод недвижимости, около 9 млн кв. м. Сегодня в ежедневном режиме работает комиссия, каждый день принимает огромное количество объектов недвижимости, и к концу года у нас будет около 9 млн кв. м - это рекордный объем. Плюс, мы за прошедший год сделали колоссальную градостроительную работу, мы приняли огромное количество градостроительных решений, которые позволяют ближайшие пять лет строить и перестраивать наш город. Поэтому, я думаю, мы будем стараться поддерживать те темпы строительства, которые мы набрали.

    А.М.: А как в столице обстоят дела со строительством социальных объектов?

    М.Х.: Очень важный вопрос, кстати, мы все свои обязательства по строительству социальных объектов даже перевыполнили. Если мы планировали в прошлом году 64 социальных объекта (это садики, школы), то в этом году до конца года будет уже 88 объектов, то есть у нас здесь идет хороший объем работы, и примерно 40% всех построенных объектов – это объекты инвесторов. Мы провели огромную работу, чтобы инвесторы за счет своей прибыли построили социальные объекты на всех новых территориях - везде, где была комплексная застройка. Раньше у нас этого не было в таких объемах. Мы, тем самым, сэкономили деньги в бюджете на транспортное строительство, а освободившиеся средства пустили на строительство метро и дорог. Это основные итоги года.

    А.М.: Город начал активно заниматься промзонами. Что планируете делать в части развития этих территорий в ближайшее время?

    М.Х.: Могу сказать, что из 9 млн кв. м, которые будут построены в этом году в Москве, почти 2 млн кв. м построено на территории промзон. Сегодня уже можно сказать совершено уверенно, что вот эти депрессивные зоны будут реорганизованы по графику, будут созданы новые рабочие места, новое жилье, будет совершенно новый уровень жизни. Яркий пример этому сегодня - проект ЗИЛ. Два года назад мы о нем начали говорить, первый раз на Урбанфоруме показали, приняли проект планировки год назад, а уже в начале следующего года на этой территории будет сдано два прекрасных объекта. «Арена легенд» полностью построен за частные деньги, то есть порядка 8 млрд руб. вложено в инфраструктуру спорта. Вообще, это тот случай мирового уровня, когда такие средства вкладывает инвестор в развитие спорта. Мы планируем, что также будет построен и сдан в начале следующего года Дворец водных видов спорта для синхронного плавания. Для города это огромный подарок. ЗИЛ я привел как один из ярких примеров развития промышленных зон.

    А.М.: Раз уж вы коснулись ЗИЛа, расскажите, какие участки планируется выставлять на торги в следующем году?

    М.Х.: Мы заканчиваем градостроительную проработку этого проекта. Я думаю, что мы в начале следующего года его утвердим, и будем выставлять на конкурс. Потому что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, ряд инвесторов серьезно этим проектом интересуются. Там будет порядка 2 млн кв. м недвижимости, из них около миллиона будет занимать жилье, около миллиона займут объекты, которые будут создавать рабочие места - это офисы, развлекательные центры, производство. Часть производства будет сохранена. Это очень масштабный проект. Со своей стороны город приступил к проектированию и строительству дорог на ЗИЛе. Уже закончилось проектирование, часть дорог мы уже начали строить. Плюс мы в 2015 г. заканчиваем строительство станции метро «Технопарк». Также у нас активно идет проектирование, в начале следующего года начнется строительство станции МКЖД ЗИЛ, которая будет частью так называемого «наземного метро».

    А.М.: А какова территория участка, который будет выставлен на торги?

    М.Х.: Территория всего ЗИЛа более 300 га. Территория участка, который готовится к продаже, составляет 78 га.

    А.М.: Ранее сообщалось, что две китайских и одна сингапурская компании интересуются этим участком ЗИЛа. Вы ожидаете, что интерес зарубежных компаний сохранится?

    М.Х.: Вы знаете, да, интересуются, но мы с ними говорим так: вот официально объявим конкурс, кто хочет, приходите. У нас нет никаких ограничений ни для каких компаний - хоть азиатские, хоть европейские, хоть российские, кто хочет, пусть участвует в конкурсе.

    А.М.: Возвращаясь к спортивной тематике, скажите, какие работы ведутся на стадионе ЦСКА, и когда он может быть введен в эксплуатацию?

    М.Х.: Вы знаете, работа идет полным ходом. Должен сказать, у инвесторов были на старте определенные сложности с проектированием, с организацией строительства. Сейчас все вопросы решены, они набрали очень хороший темп. Сегодня они планируют ввести одновременно стадион и два офисных центра как единую инфраструктуру. Инвестор намеревался ввести уже в середине 2015 г. У проекта высокая готовность. Возможно, что сейчас экономическая ситуация немножко подкорректирует сроки, но это уже тот объект, который не остановишь. Основная часть вложений и работы уже сделаны. Я думаю, что инвестор, несмотря ни на что, этот объект закончит.

    А.М.: Будет ли на стадионе какая-то архитектурная доминанта по аналогии со «Спартаком»?

    М.Х.: Там будут, безусловно, символы ЦСКА, там будет очень неплохое дизайнерское решение. Насколько я знаю, инвесторы к этому подошли с любовью, с таким серьезным подходом, поэтому раньше времени давайте загадывать не будем - сдадут и пойдем посмотрим. Надеюсь, что нас ЦСКА также приятно удивит, как нас удивило открытие «Спартака».

    А.М.: Есть ли какая информация о готовности проекта реконструкции стадиона «Торпедо»? Это тоже инвесторский проект, там и набережные есть.

    М.Х.: Проект в высокой степени готовности. Уже закончена градостроительная документация, в ближайшее время он будет утвержден на ГЗК. Я думаю, что в 2015 г. он пойдет на публичные слушания. Проект будет выдающийся, хороший проект. С дополнительной дорогой, с продлением Симоновской набережной. Сегодня там отрезанная территория, на берегу находится нефтебаза. Инвестор реализует ведь не только территорию стадиона «Торпедо», но и прилегающую нефтебазу. Зачем Москве на Москве-реке нефтебаза? Она абсолютно там не нужна, поэтому они ее выкупили. Мы, когда начали этот проект реализовывать, мы им предложили все-таки взять комплексное развитие территории, чтобы построить набережную, построить хорошие объекты. И вот в ближайшее время проект будет утвержден ГЗК.

    А.М.: А как идет подготовка города к Чемпионату мира по хоккею и Чемпионату мира по конькобежному спорту?

    М.Х.: На сегодняшний день во Дворце «Мегаспорт» выполнены все проектные работы, понятно, что нужно делать. Там не такие сложные работы, они будут в течение 2015 г., в основном, все сделаны. Сегодня есть идея провести Чемпионат мира в этом новом дворце спорта «Арене легенд». Сегодня обсуждается этот вопрос. На мой взгляд – это очень хорошее и правильное решение, которое предлагает министерство спорта совместно с инвестором. Что касается подготовки к чемпионату мира, у нас вся инфраструктура готова, у нас все есть, нам как-то специально готовиться не надо.

    А.М.: Другим крупным проектом города является парк «Зарядье». Какие работы сейчас ведутся, на каком этапе проект?

    М.Х.: По «Зарядью» мы заканчиваем разбор и подготовку площадки, а когда мы говорим о подготовке площадки, надо понимать, что там была большая подземная часть подсобных помещений гостиницы «Россия» - это сотни тыс. кубов бетона. Там идет работа по демонтажу этой подземной части. Параллельно идет работа по проектированию, она уже фактически на стадии завершения. Мы имеем достаточно жесткий график проектирования и строительства, мы пока выдерживаем этот график. Рассчитываем где-то к сентябрю 2017 г. этот объект закончить.

    А.М.: А какие работы на «Зарядье» будут проводиться в 2015 г.?

    М.Х.: Мы закончим работы по демонтажу и приступим к отливке плиты. Там же у нас есть еще одна очень интересная и амбициозная задача – это строительство филармонии. Мы планируем построить филармонию на 1,5 тыс. мест, сделать на 5 тыс. мест открытую площадку под так называемой стеклянной корой, которая является элементом парка «Зарядье». У нас будет такая филармония, где 1,5 тыс. человек в зале смогут слушать любые произведения классической музыки. Мы сегодня работаем с Валерием Абисаловичем Гергиевым, работаем по техническому заданию, по привлечению лучших в мире специалистов. У нас уже заключен контракт со знаменитым японским акустиком Ясухиса Тойота – он считается номером один в мире. Он с нами работает по созданию именно архитектуры зала, чтобы получить лучшее акустическое звучание. Мы работаем с целым рядом проектировщиков, потому что нам нужно увязать сегодня проектное решение парка и проектное решение филармонии. У нас будет зал на 1,5 тыс. мест внутри, будет 300 посадочных мест в малом зале. И будет раздвигающаяся стена, которая, когда надо, будет открываться, и сцена будет выходить на 5 тыс. зрителей в парке. Мы делаем уникальное инженерное и проектное решение. Сотни проектировщиков сейчас сидят это все проектируют.

    И мы параллельно подготавливаем площадку, выносим сети, подготавливаем проект обустройства вокруг, потому что у нас из филармонии будет воздушный, мы его называем – летящий, мост с выходом на набережную. Мы уже приняли решение, что мы сократим на одну полосу ширину проезжей части у Зарядья, за счет чего увеличим пешеходную часть. Мы приняли решение о том, что сделаем причальную стенку для остановки судов на месте, где сейчас как бы берег, берегоукрепление. Туристы, гости города, жители города смогут на этом месте сесть на речной трамвайчик, пароходик и поплыть по Москве-реке, приплыть с других мест, остановиться, пойти в парк «Зарядье». Это будет шедевр, это будет парк мирового уровня. Мы планируем, что в год его будет посещать 12 млн посетителей - пропускную способность парка, всю логистику строим на это количество посетителей в год. Это соизмеримо с крупнейшими мировыми парками, причем на небольшой территории. Территория парка составит 16 га.

    А.М.: А когда планируете начать непосредственно строительные работы?

    М.Х.: В 2015 г. в апреле мы уже выйдем в стройку по основной части. Мы же идем параллельно, сейчас мы освобождаем старое основание и уже начинаем заливать плиту, начинаем делать земляные работы. Работа идет уже, там каждый день работают люди, техника.

    А.М.: Раз мы упомянули набережные, недавно закончился конкурс на концепцию развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Какие планы у города по конкурсам на следующий год?

    М.Х.: Политику конкурсов будем продолжать, мы приняли для себя решение, что все знаковые объекты на Москве-реке будут проходить конкурсы. Я думаю, что будет определенный конкурс на объекты на территории Мневников. Несколько дней назад прошли публичные слушания по Мневникам, подавляющим большинством жители проект поддержали, потому что на сегодняшний день иметь такую необустроенную территорию в городе - это преступление. Там появится прекрасный район, с архитектурными, выдающимися зданиями. Мы надеемся, что еще на целый ряд крупных проектов, которые мы за последнее время приняли, будут проведены международные конкурсы.

    А.М.: Уточните, на какие конкретно крупные объекты могут быть проведены конкурсы?

    М.Х.: На Москве-реке это продолжение ЗИЛа – объект «Планета ЗИЛ», который будет доминантой на берегу ЗИЛа. Этот проект будет продолжением «Сити». Мы сейчас в «Сити» продолжаем работу, уже разобрали железнодорожную эстакаду, делаем проезд, продление Краснопресненской набережной дальше для соединения с Шелепихинской набережной. Мы дадим доступ для продления туда сегодняшней территории промзоны - она будет раскрыта, и на объект, который там будет строиться, будем проходить конкурс. Еще мы целый ряд конкурсов намереваемся проводить.

    А.М.: А какие планы по объемам недвижимости на следующий год? Сможет ли город сохранить показатели уходящего года? Проводится ли какая-то работа с инвесторами?

    М.Х.: Мы действительно общаемся с инвесторами, выверяем нашу работу. Я буду проводить встречу со всеми крупными инвесторами и подрядчиками, для того, чтобы определить наши планы совместной деятельности. Потому что стоит задача сохранить объемы, сохранить коллективы, сохранить заработную плату, сохранить налоги. Если мы сохраняем налоги, то сохраняем высокий уровень социальных гарантий, которые есть сегодня у бюджета Москвы. Мы вот это будем подробно обсуждать, считаем, что одной из главных мер поддержки в такой ситуации - это финансирование АИП. Если город будет продолжать финансирование своих программ – это самая хорошая поддержка, это гарантированное сохранение рабочих мест, налогов, получение тех объектов, особенно транспортных, таких как метро, дороги, которые городу, безусловно, нужны.

    А.М.: Как вам кажется, сохранится ли объем иностранных инвестиций в Москву в следующем году?

    М.Х.: Мы все-таки делаем ставку и всегда делали ставку на наших внутренних инвесторов, потому что, если проанализировать объем инвестиций, в основном это внутренние инвестиции. В стране достаточно много капитала. В Москве проживает большое количество людей, которые готовы вкладывать, я имею в виду крупных бизнесменов, которые готовы вкладывать сегодня в недвижимость в Москве, потому что недвижимость в столице всегда будет востребована. Поэтому мы делаем первую ставку на своих, но при этом мы абсолютно открыты миру, вот почему мы хотим выйти на конкурсы по крупным проектам. Когда мы были в Гонконге, Шанхае, Сингапуре, мы приглашали инвесторов, говорили, вот у нас официальный конкурс - приходите. Кроме того, что у нас есть конкурс, мы вам гарантируем, что мы вас будем в ручном режиме сопровождать, как говорится, водить за руку, чтобы вы могли пройти все непростые процедуры согласования. В любом крупном мегаполисе очень сложно пройти согласовательные процедуры, у нас все время говорят, что у нас долго. Я могу сказать, что в Гонконге, например, при их объеме инвестиций, согласовательные процедуры занимают больше времени, чем у нас.

    А.М.: А что город делает, чтобы сократить количество процедур в строительстве, и сделать столицу более привлекательной для инвесторов?

    М.Х.: Одним из важных достижений прошедшего года стало сокращение количества всех согласующих процедур, связанных с инвестиционной деятельностью. Это все - и земля, и получение техусловий, разрешений на строительство. При этом мы по своей части первые в правительстве Москвы и первые среди всех мегаполисов мира, кроме Сингапура. Сингапур давно вышел уже, а мы в этом году вышли на получение всех разрешений в электронном виде, ГПЗУ в электронном виде, заключение экспертизы в электронном виде, архитектурно-градостроительный план участка в электронном виде. Это огромное достижение. Мы фактически исключили общение инвестора и чиновника, убрали потенциальную коррупционную составляющую. Ничего не надо: подготовил, отправил в электронном виде, через пять дней пришло разрешение. Никуда не надо ходить, это же колоссальная экономия, это прорыв в снижении бюрократических и административных барьеров.

    А.М.: На Урбанфоруме вы говорили, что одной из приоритетных задач Стройкомплекса в 2015 г. станет разработка проектов ТПУ. А какие еще задачи стоят перед городом в наступающем году?

    М.Х.: Глобальные задачи в 2016 г. - это завершить корректировку Генплана, в 2015 г. - завершить территориальную схему новой территории. Мы ее сейчас проработали, отправили на публичные слушания. У нас более 100 проектов-планировок по транспортно-пересадочным узлам, нам нужно строить и развивать территории вокруг ТПУ. У Москомархитектуры и у нашего Комплекса в целом колоссальная задача по градостроительству на следующий год!

    Рубрика: Общество

    Теги: Хуснуллин , Интервью , Стройкомплекс

    Поделиться

    Связанные материалы:
    Интервью М.Хуснуллина


    Пользовательское соглашение об использовании материалов Агентства городских новостей «Москва»



    Обратная связь закрыть

    Форма обратной связи

    Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

    Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
    Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
    Ок
    x